Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Фатьяновой И.П.
судей: Жуленко Н.Л., Емельянова А.Ф.
при секретаре: Ивлевой О.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Фатьяновой И.П. дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Новокузнецка на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 11.05.2016 года по иску Сковородиной Татьяны Александровны к администрации города Новокузнецка о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛА:
Сковородина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации города Новокузнецка о предоставлении жилого помещения вне очереди, мотивируя свои требования тем, что является собственником дома, расположенного по адресу: "адрес" Дом, расположенный по адресу: "адрес" сгорел. Она обратилась в межведомственную комиссию для признания дома, расположенного по адресу: "адрес" непригодным для проживания. Заключением N от ДД.ММ.ГГГГ года межведомственной комиссии дом, расположенный по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания. Распоряжением администрации Куйбышевского района города Новокузнецка N от ДД.ММ.ГГГГ года по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, непригодных для проживания" в составе семьи из одного человека, предоставлении жилого помещения ей было отказано, указано, что предоставление жилого помещения вне очереди повлечет ущемление прав других граждан, состоящих на учете.
Просит признать за собой право на предоставление благоустроенного жилого помещения взамен сгоревшего. Обязать администрацию города Новокузнецка предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого - общей площадью "данные изъяты", отвечающее техническим нормам, пригодное для проживания в черте города Новокузнецка.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка от 11.05.2016 года постановлено:
Признать за Сковородиной Татьяной Александровной право на предоставление благоустроенного жилого помещения взамен сгоревшего.
Обязать администрацию города Новокузнецка предоставить Сковородиной Татьяне Александровне жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого общей площадью 60,8 м2, отвечающее техническим нормам, пригодное для проживания в черте города Новокузнецка.
В апелляционной жалобе Администрация г.Новокузнецка в лице представителя Пепко К.Г., действующей на основании доверенности, просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Администрация города осуществляет снос многоквартирных аварийных домов, признанных аварийным и подлежащим сносу и переселение из них граждан в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Администрация города Новокузнецка не имеет оснований обеспечить жилым помещением истца в рамках данного закона.
Жилой дом "адрес" не является многоквартирным домом, кроме того, объектом муниципальной собственности он также не является. Имущество, которое является предметом собственности, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии. Осуществление этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.
Указывает, что истец состоит на учете в администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания".
Согласно постановлению Совета народных депутатов г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ г. N N "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения "установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Новокузнецке в размере "данные изъяты" кв. м общей площади на одного человека.
Считает, что суд в обход данной нормы права не верно вынес решение, обязав администрацию города Новокузнецка предоставить вне очереди Сковородиной Т.А. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Новокузнецка, общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения - "данные изъяты" кв.м.
В данном случае, полагает, что с учетом ч.5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено по норме предоставления, то есть в размере "данные изъяты" кв.м. на человека.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015, с изм. от 03.02.2016) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником дома, расположенного по адресу: "адрес" является Сковородина Т.А. на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ года, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года.
В доме, расположенном по адресу: "адрес" на регистрационном учете состоит Сковородина Т.А.
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ года дом, расположенный по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Куйбышевского района города Новокузнецка N N от ДД.ММ.ГГГГ года Сковородина Т.А. включена во внеочередной список лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилья по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, непригодных для проживания" в составе семьи из одного человека, переведена из категории "погорельцы".
Исходящим Управления по учету и приватизации жилых помещений администрации города Новокузнецка N от ДД.ММ.ГГГГ года Сковородиной Т.А. отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди.
В соответствии со справкой ГУ МЧС РФ по Кемеровской области ОНД города Новокузнецка и Новокузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ года и материала ГУ МЧС РФ по Кемеровской области ОНД города Новокузнецка и Новокузнецкому району, в доме, расположенном по адресу: "адрес" произошел пожар.
Согласно справки N148 Управления социальной защиты населения Куйбышевского района города Новокузнецка ДД.ММ.ГГГГ года Сковородина Т.А. признана малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи.
Удовлетворяя иск, суд обязал администрацию города Новокузнецка предоставить Сковородиной Т.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого - общей площадью "данные изъяты" кв.м., отвечающее техническим нормам, пригодное для проживания в черте города Новкузнецка, при этом руководствовался ст.89 ЖК РФ, указал, что законодательством РФ не определен порядок предоставления жилого помещения собственникам жилых помещений в связи со сносом жилого дома, в котором находится жилое помещение. Полагает, что необходимо руководствоваться нормами ЖК РФ, которыми регулируется порядок предоставления жилого помещения в связи со сносом жилого дома ? ст. 57, 58, 85, 86, 89 ЖК РФ, так как данные обстоятельства относятся к случаю, регулируемому действующим законодательством в специально установленном порядке.
Учитывая невозможность лишения права собственности на жилое помещение, установленного действующим законодательством РФ, суд применил указанные нормы права для предоставления жилого помещения в связи со сносом жилого дома, собственнику жилого помещения, находящегося в таком доме, так как указанные нормы предусматривают предоставление равноценного жилого помещения взамен имеющегося, что не нарушает прав собственника жилого помещения.
Судебная коллегия находит неверными выводы суда в части применения к данным правоотношения ст.89 ЖК РФ, возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение по площади равнозначное ранее занимаемому.
Судебная коллегия считает, что, правильно установив право Сковородиной Т.А. на предоставление жилого помещения в соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, суду следовало исходить из нормы представления жилья, предусмотренной ч.5 ст.57ЖК РФ.
Как установлено судом, техническое состояние жилого дома N28 по ул.Нахимова г.Новокузнецка было рассмотрено 09.09.2015 г. на заседании межведомственной комиссии по оценке и признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по итогам которого было принято заключение N о признании жилого дома N "адрес" непригодным для проживания, в связи с несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Также судом было установлено, что истец состоит на учете в администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания", переведен из списков "погорельцы".
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно постановлению Совета народных депутатов г.Новокузнецка ДД.ММ.ГГГГ г. N "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Новокузнецке в размере 13 кв.м. общей площади на одного человека.
Таким образом, судебная коллегия полагает изменить решение суда в части общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Сковородиной Т.А. с "данные изъяты" кв.м. на "данные изъяты" кв.м., по норме предоставления, установленной Постановлением Совета народных депутатов г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения".
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 11.05.2016 года изменить в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Сковородиной Татьяне Александровне. Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:
Обязать администрацию города Новокузнецка предоставить Сковородиной Татьяне Александровне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г.Новокузнецка, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров.
Председательствующий: Фатьянова И.П.
Судьи: Жуленко Н.Л.
Емельянов А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.