Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей Чуньковой Т.Ю., Хомутовой И.В.,
с участием прокурора Самойлова А.А.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. главы Мариинского муниципального района Синченко Е.Н.
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2016 года,
по иску прокурора города Мариинска в интересах Дурникина С.С. к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска в интересах Дурникина С.С. обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Дурникину С.С. жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города рассмотрено обращение Дурникина С.С. о нарушении его жилищных прав администрацией Мариинского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что Дурникин С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что в соответствии с решением Мариинского городского суда от 08.07.2004 г. его родители - Абразумова М.А. и Дурникин СВ. лишены родительских прав.
Распоряжением главы города Мариинска и Мариинского района от 17.09.2004 года N ... утвержден протокол N ... от 31.08.2004 года общественной комиссии по жилищным вопросам администрации города Мариинска и Мариинского района, согласно которому Дурникин С.С. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно информации, предоставленной администрацией Мариинского муниципального района, Дурникин С.С. до настоящего времени состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (номер очереди - 297).
В нарушение положений закона, до настоящего времени администрацией Мариинского муниципального района жилое помещение Дурникину С.С. не предоставлено, тем самым нарушено его право на обеспечение жильем, которое он не смог своевременно реализовать по независящим от него причинам.
Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Дурникину С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте п.Первомайский Мариинского муниципального района Кемеровской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании прокурор Жумаева Е.Ю. исковые требования поддержала.
В судебном заседании истец Дурникин С.С. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области Домбради А.Н., действующая на основании доверенности от 11.05.2016 г., исковые требования не признала, просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации Мариинского муниципального района -Зизевская Л.О., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2016 года постановлено:
Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах Дурникина С.С. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Дурникину С.С., ... года рождения, уроженцу ... , благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте поселка Первомайский Мариинского муниципального района Кемеровской области, соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров (л.д. 36-42).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Суд не принял во внимание положения ч. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2013 N134-ОЗ "об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд не принял во внимание, что Дурникин С.С., с 2013 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди - ...
Считает, внеочередное предоставление жилого помещения Дурникину С.С. нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включенных в такой список ранее истца.
Суд не принял во внимание, что в настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.
Суд не указал в резолютивной части решения, за счет каких субвенций выделяемых из бюджета Кемеровской области ответчик обязан предоставить жилое помещение истцу (л.д. 45-46).
Прокурором г. Мариинска на апелляционную жалобу принесены возражения, согласно которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.48-49).
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Самойлова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. N15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. N15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп.1, 3 и п.9 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст.1, п.п.1, 2, 3, 9 ст.3, п.1 ст.7 и п.1 ст.5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В соответствии с Федеральным законом в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
При совпадении даты рождения включение в список производится по дате подачи заявления.
На основании ст.7 данного Закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В силу ст. 5 указанного Закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п.1 - 4 ст. 11 данного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") и настоящим Законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями Дурникина С.С., ... года рождения, являются Дурникин С.В., Абразумова М.А. (л.д. 7).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 08.07.2004 года Дурникин С.В. и Абразумова М.А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе сына Дурникина С.С., ... г.р. Несовершеннолетние дети переданы органу опеки и попечительства г. Мариинска и Мариинского района (л.д. 10).
На основании распоряжения главы г. Мариинска и Мариинского района от 05.08.2004г. N ... Дурникин С.С. направлен в специальную (коррекционную школу-интернат VIII вида города Мариинска и Мариинского района на полное государственное обеспечение (л.д. 11).
На имя главы г. Мариинска Мариинского района управлением образования г. Мариинска и Мариинского района 10.08.2004г. подано ходатайство о постановке на регистрационный учет на получение жилья несовершеннолетнего Дурникина С.С., ... г.р., оставшегося без попечения родителей. Несовершеннолетний собственного жилья не имеет (л.д. 7 оборот).
Из копии архивной выписки от 05.07.2013 г. следует, что распоряжением главы г.Мариинска и Мариинского района N ... от 17.09.2004 г. утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам N ... от 31.08.2004 г., согласно которому Дурникин С.С., ... года рождения, принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.12).
Из представленных актов обследования материально-бытовых условий семьи от 20.02.2004 г., от 26.04.2004 г. усматривается, что на момент обследования материально бытовых условий семьи Абразумова М.А. с семьей проживала по адресу: ... (л.д.29, л.д.30).
Согласно данным паспорта Дурникин С.С. значится зарегистрированным по ул. ... школа интернат г. Мариинска (л.д. 8-9).
15.04.2016г. Дурникин С.С. обратился с заявлением в прокуратуру г. Мариинска, согласно которому просит провести проверку о нарушении его жилищных прав (л.д. 6).
Согласно информации главы Мариинского муниципального района от 26.04.2016 г. следует, что Дурникин С.С. с 17.09.2004 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди ... Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в порядке очередности, установленной списком за счет выделенных субвенций из средств областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.14).
До настоящего времени Дурникин С.С. жилым помещением не обеспечен.
Так как Дурникин С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получения жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещении по договору социального найма не является, судом обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящихся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в такой список ранее истца, несостоятельны, противоречат положениям предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996г. N159 -ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, в данном случае по достижении Дурникиным С.С ... 18 лет. Аналогичная позиция нашла отражение в Определении Верхового Суда Российской Федерации от 29.01.2014г. N88-АПГ13-8.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена судом именно на администрацию Мариинского муниципального района, соответственно жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств муниципального бюджета, поскольку субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счет средств муниципального бюджета, а затем расходуются на приобретение жилых помещений. Кроме того, как правильно указал суд, само по себе отсутствие финансирования, не является основанием к отказу в удовлетворении законных требований истца.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иных оснований, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано. Судья Е.П. Проценко
10.08.2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.