Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области Учкина А.А. на решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 05 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Отахонова И.Х.у.,
установил:
постановлением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области от 11 марта 2016 года N гражданин Республики *** Отахонов И.Х.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 05 мая 2016 года постановление начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области от 11 марта 2016 года N отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - начальник отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области Учкин А.А. просит об отмене решения судьи, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Отахонов И.Х.у., являясь гражданином Республики ***, въехал на территорию Российской Федерации 10 марта 2016 года и пребывал (проживал) на территории Российской Федерации в период с 10 марта 2016 года по 11 марта 2016 года без полиса медицинского страхования.
По общему правилу въезд на территорию Российской Федерации в отсутствие действительного на территории Российской Федерации полиса медицинского страхования нарушает положения п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", что влечет ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Признавая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, судья пришел к выводу об отсутствии вины иностранного гражданина Отахонова И.Х.у. в совершении административного правонарушения. При этом судья исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 года N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, в соответствии с п.п. "е" п. 2 которого порядок медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации ("Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств -участников Содружества Независимых Государств" от 27 марта 1997 года) гражданам Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания. С учетом изложенного, судья пришел к выводу о том, что предоставление полиса медицинского страхования необязательно для иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи.
В жалобе должностное лицо миграционного органа, выражая несогласие с выводами судьи первой инстанции, указывает на то, что судьей неверно применены нормы материального права. Данный довод заслуживает внимания.
В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 года N 1488 было утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, однако с 28 декабря 2015 года оно утратило законную силу.
Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств -участников Содружества Независимых Государств" от 27 марта 1997 года считается не вступившим в силу для Российской Федерации. На основании ст. 12 указанного Соглашения, оно вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи депозитарию соответствующего уведомления. На момент вынесения постановления должностного лица миграционного органа Соглашение не подписано Российской Федерацией, уведомления о выполнении внутригосударственных процедур или уведомления об отсутствии необходимости их выполнения от Российской Федерации депозитарию не поступало.
Таким образом, порядок въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, в том числе и гражданина Республики Узбекистан, урегулирован положениями ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно п. 5 ст. 27 названного Закона, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если, в частности, иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Из указанных положений следует обязательность представления полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, для всех иностранных граждан или лиц без гражданства, если они не относятся к сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудникам международных организаций, членам семей указанных лиц и другим категориям иностранных граждан.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Республики *** Отахонов И.Х.у. не относится к таким категориям иностранных граждан, на которых не распространяются требования п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Отсутствие в Перечне документов граждан Республики *** для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации (Приложение 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики *** о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики *** (Минск, 30 ноября 2000 года), предусматривающем виды документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указания на полис медицинского страхования, не свидетельствует об отсутствии обязанности гражданина Республики *** иметь при въезде в Российскую Федерацию такой полис, поскольку требование иметь полис медицинского страхования при въезде установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение которого согласно ст. 5 названного Соглашения является условием законности пребывания на ее территории.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправильном применении судьей районного суда нормы материального права.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
О каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, в жалобе не говорится.
При таких обстоятельствах доводы жалобы начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области Учкина А.А. не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
в удовлетворении жалобы начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области Учкина А.А. отказать.
Решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 05 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Отахонова И.Х.у. оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.