Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.,
при секретаре Башатове И.Н.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Акбулакского района Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ОМВД России по Акбулакскому району Оренбургской области об установлении административного надзора в отношении В.Е.,
установила:
ОМВД России по Акбулакскому району обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что В.Е. осужден приговором Акбулакского районного суда Оренбургской области от 29 ноября 2013 года по *** Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев. Освобожден из мест лишения свободы 28 мая 2015 года.
После освобождения состоит на учёте в ОМВД России по Акбулакскому району как лицо, освободившееся из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, по формальным признакам подпадающее под действие административного надзора.
В 2016 году совершал административные правонарушения против общественного порядка и дважды привлекался к административной ответственности.
ОМВД России по Акбулакскому району просил установить административный надзор в отношении В.Е., со следующими административными ограничениями в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 1 раз в месяц; запрета выезда за пределы района пребывания без согласия органа внутренних дел.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 апреля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено.
С решением суда частично не согласился прокурор Акбулакского района Оренбургской области, в апелляционном представлении просил решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения суда фразу "без согласия органа внутренних дел", а также ссылается на то, что судом неверно установлен срок с какого начинает исчисляться административный надзор в отношении В.Е.
Представитель административного истца и ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явись. Извещены надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия определиларассмотреть дело без их участия.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., пояснение прокурора Стиплина И.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным Законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 6 апреля 2011 года, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
На основании пунктов 1,3-5 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона определено, что в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3, административный надзор устанавливается со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Акбулакского районного суда Оренбургской области от 29 ноября 2013 года В.Е. осужден за совершение тяжкого преступления по *** кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев.
(дата) освободился из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по отбытию срока наказания.
После освобождения состоит на учёте в ОМВД России по Акбулакскому району как лицо, освободившееся из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, по формальным признакам подпадающее под действие административного надзора.
В 2016 году совершил два административных правонарушения против общественного порядка общественной безопасности.
15 января 2016 года В.Е. постановлением начальника ОМВД России по Акбулакскому району Оренбургской области был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.24 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
29 марта 2016 года постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Акбулакского района Оренбургской области В.Е. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
По месту жительства В.Е. характеризуется отрицательно, периодически злоупотребляет спиртными напитками, в состоянии алкогольного опьянения агрессивен, по характеру неуравновешенный, поддерживает отношения с лицами ранее судимыми, состоит на профилактическом учете в ОМВД России по Акбулакскому району как лицо судимое.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении В.Е.
Судебная коллегия признает вывода суда правильными, вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционного представления о том, что установление в решении суда административного ограничения в виде "запрета выезда за пределы муниципального образования, на территории которого проживает поднадзорный, без ведома органа, осуществляющего контроль за его поведением" не соответствует требованиям пункта 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
Статья 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу, и произвольное изменение их судом недопустимо, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению путем исключения слов "без ведома органа осуществляющего контроль за его поведением".
Кроме того, заслуживает внимания довод апелляционного представления о том, что судом неверно установлен порядок исчисления срока административного надзора.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение в этой части необходимо изменить, с указанием, что срок административного надзора подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора Акбулакского района Оренбургской области удовлетворить.
Решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 апреля 2016 года изменить.
Изложить абзац четвертый резолютивной части решения в следующей редакции: "запрещение выезда за пределы муниципального образования, на территории которого проживает поднадзорный";
Изложить абзац пятый резолютивной части решения в следующей редакции: "Срок административного надзора в отношении В.Е. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.