Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Белякова А.А.,
судей областного суда: Авериной Е.Г., Чернышовой Ю.А.
при секретаре: Маймаковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу представителя МО "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 16 мая 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах ФИО1, Бикламбетовой С.Н. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о предоставлении жилого помещения,
установила:
прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах ФИО1, Бикламбетовой С.Н. к ответчику администрации муниципального образования "Город Астрахань", указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Бикламбетовой С.Н., в ходе которой установлено, что Бикламбетова С.Н. с составом семьи 2 человека, она и ее сын ФИО1, состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по заболеванию сына, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В связи с этим, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить ФИО1 на состав семьи 2 человека (он и мать Бикламбетова С.Н.) благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с установленной нормой предоставленияс учетом права на дополнительную площадь.
В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г. Астрахани ФИО8, исковое заявление, по изложенным в нем основаниям, поддержала в полном объеме.
Бикламбетова С.Н., действующая за себя и в интересах ФИО1, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Астрахани поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что жилого помещения в собственности не имеет, с 1996 года поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелым хроническим заболеванием с составом семьи 2 человека: она и ее сын ФИО1, который страдает хронической тяжелой формой психического заболевания.
Представитель администрации МО "Город Астрахань" ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 27 апреля 2016 года требования удовлетворены. Суд, обязал администрацию муниципального образования г. Астрахани предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи 2 человека ( ФИО1, Бикламбетовой С.Н.) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Астрахани в соответствии с установленной нормой предоставления пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене вынесенного решения, считая его незаконным и необоснованным, поскольку полномочиями по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений из муниципального жилищного фонда гражданам, являющимся инвалидами в связи с наличием у них тяжелой формы хронического заболевания, не признанных малоимущими, органы местного самоуправления не наделены. Кроме того, муниципальному образования "Город Астрахань" не переданы полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболевания, и в связи с этим законодатель не разработал порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъектов Российской Федерации в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации г. Астрахани ФИО9 , поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора ФИО10, законного представителя ФИО1 - Бикламбетову С.Н., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы гражданского дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации Кировского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N Бикламбетова С.Н. и ФИО1 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по заболеванию сына, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 17.07.2012 ФИО1 признан недееспособным.
Распоряжением ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" N-к от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека, опекуном назначена Бикламбетова С.Н.
Согласно сведениям ГБУЗ АО " "данные изъяты"" ФИО1 имеет заболевание "данные изъяты".
Из справки ФКУ " "данные изъяты"" следует, что ФИО1 является инвалидом с детства.
Разрешая спор, районный суд, руководствуясь ст.ст.51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же норами Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к выводу о законности требований прокурора.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. При наличии указанных оснований, независимо от времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из ч. 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28, 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им прщю на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма, указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Учитывая вышеназванные нормы права, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г., на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 страдает тяжелым хроническим заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, регулируется Законом Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области".
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
При таких обстоятельствах с учетом того, что истцом способ защиты своих прав выражен в указанном порядке, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Бикламбетовых.
Дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ФИО1 имеет тяжелую форму хронического заболевания, предполагающую обеспечение жилым помещением вне очереди, и решением органа местного самоуправления в установленном законом порядке принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями на предоставление жилых помещений лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний являются не основательными, поскольку в целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права муниципального образования "Город Астрахань".
В связи с тем, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"), отсутствие разработанного порядка предоставления межбюджетного трансферта на выравнивание бюджета муниципального образования "Город Астрахань" не может влиять на реализацию права ФИО1 на предоставление ему жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации г. Астрахани полномочий по предоставлению истице жилого помещения не состоятельны, поскольку ее семья решением органа местного самоуправления признана малоимущей, после чего принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решений суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Город Астрахань" - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.