Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2016 года по делу
по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Лапина В. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах Лапина В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что Лапин В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, в том числе, в соответствии со ст. 8 закона на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Сведения о нем внесены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***. Однако, до настоящего времени жилищные права истца не реализованы. Жилых помещений в собственности не имеет, по договору найма жилые помещения не предоставлялись.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор, уточнив исковые требования в судебном заседании, просил возложить на ответчика обязанность предоставить Лапину В.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования город Славгород Алтайского края общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 6 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Лапину В. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Славгород Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права и процессуального права, выразившееся в неверном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.
В обоснование жалобы указывает, что сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ. Жилые помещения предоставляются согласно списку, который формируется по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, выводы суда о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края являются преждевременными, поскольку в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены.
Удовлетворяя требования по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения, а не согласно имеющемуся списку в рамках реализации целевой программы, суд, тем самым, нарушил права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в данный список.
Кроме того, при вынесении решения суд не учел, что для его исполнения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещения и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу Славгородский межрайонный прокурор, помощник прокурора Центрального района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Беспалова М.И., истец Лапин В.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1,3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лапин В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированного жилого помещения на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***.
ДД.ММ.ГГ Лапин В.А. вступил в брак с Макеевой Г.В. ДД.ММ.ГГ у Лапина В.А. и Лапиной Г.В. родилась дочь Лапина А.В.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информацией ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю сведения о принадлежности объектов недвижимости Лапину В.А., его супруге Лапиной Г.В. и дочери Лапиной А.В. отсутствуют.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что Лапин В.А., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учел отсутствие у него в собственности жилых помещений, и принял во внимание, что Лапин В.А. проживает в г.Славгороде, жилым помещением не обеспечен.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается как основанными на верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке, что нарушает права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в список, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ положение о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью, в том числе, определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Более того, доводы жалобы о внеочередном предоставлении истцу жилья противоречат буквальному содержанию решения суда, в котором отсутствует указание о внеочередном предоставлении жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что суд не учел, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения, судебной коллегией не принимаются, поскольку судом срок для исполнения решения суда не устанавливался.
Кроме того, исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности и наличия достаточного финансирования, необходимого для этого мероприятия. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.