Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Чубукова С.К.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Товарищества собственников жилья "Справедливость"
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 мая 2016 года по иску Товарищества собственников жилья "Справедливость" к некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Справедливость" обратилось в суд к некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что на основании решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГ в качестве способа управления многоквартирным домом по адресу "адрес", избрано ТСЖ "Справедливость".
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, итого которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГ, с учетом положений ч.4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты следующие решения: - формировать фонд капитального ремонта на специальном счете собственников помещений, открытом в банке, - владельцем специального счета, открытого в банке, в целях формирования фонда капитального ремонта дома, будет ТСЖ "Справедливость", - уполномочить председателя ТСЖ "Справедливость" на открытие специального счета и совершение операции (только по решению общего собрания) с денежными средствами, находящимися на специальном счете, - установить размер взноса на проведение капитального ремонта "данные изъяты". с одного кв.м дома, - производить финансирование расходов на выполнение мероприятий по организации капитального ремонта и содержанию специального счета за счет доходов ТСЖ "Справедливость", полученных от сдачи в пользование общего имущества, - утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в доме в соответствии с перечнем таких услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, - установлен срок проведения капитального ремонта общего имущества в доме не позднее сроков, установленных региональной программой капитального ремонта, - открыть специальный счет в ОАО "Сбербанк России", - наделить председателя и членов правления ТСЖ "Справедливость" принимать выполненные работы по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В бланке решение собственника помещений вопрос *** был сформулирован следующим образом: предложено в целях формирования фонда капитального ремонта дома перечислять взносы на капитальный ремонт дома не в Фонд регионального оператора, а на специальный счет собственников помещений дома, открытом в банке. Таким образом, однозначно по смыслу собственники помещений приняли решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта не в Фонд регионального оператора, а на специальный счет собственников помещений дома, открытом в банке.
В целях уведомления об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и других решениях, принятых на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес", ТСЖ "Справедливость" направило в адрес НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" соответствующее письмо с приложением протокола общего собрания. Однако письмом в принятии к исполнению решений общего собрания от ДД.ММ.ГГ было отказано.
ТСЖ полагает данный отказ не основан на нормах жилищного законодательства и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Просит обязать НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" принять к исполнению решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N *** по "адрес", оформленные протоколом общего собрания собственников дома от ДД.ММ.ГГ.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация города Барнаула.
В судебном заседании представители истца Бобров Г.Е., Ядыкин М.М. на удовлетворении требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указали, что фактически было принято решение об изменении способа формировании фонда капитального ремонта, что следует из воли собственников многоквартирного дома. Решение общего собрания собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта было направлено региональному оператору по истечении пятидневного срока после принятия решения, однако закон не содержит указаний на возможность отказа регионального оператора по принятию данного решения, правовых негативных последствий нарушения данного срока для регионального оператора не имеется. Полагают, что пятидневный срок был нарушен по уважительной причине. Доводы о неправильно подсчитанном кворуме не соответствуют требованиям жилищного законодательства.
Представитель ответчика НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Кузнецова К.В. возражала против требований по доводам письменного отзыва на иск, согласно которого многоквартирный жилой дом по "адрес" включен в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы. В связи с тем, что собственники многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, либо выбранный ими способ не был реализован в установленный законом шестимесячный срок, орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта для данного дома на счете регионального оператора в соответствии с ч.7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Повторный выбор способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома за пределами установленного срока не предусмотрен. При этом возможно изменение способа формирования фонда капитального ремонта на основании ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятое решение собственниками многоквартирного дома не позволяет однозначно определить какое решение было принято, нарушен срок направления данного решения региональному оператору, неверно произведен подсчет голосов при принятии решения, ТСЖ "Справедливость" является ненадлежащим истцом.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 11 мая 2016 года ТСЖ "Справедливость" в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований истца в полном объеме. Заявитель полагает, что суд не учел волю собственников помещений в многоквартирном доме, выраженную на общем собрании и направленную на изменение способа формирования фонда капитального ремонта. Обратного в материалах дела не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заочного голосования от ДД.ММ.ГГ, а также формулировкой вопроса ***, отраженного в бланках решения собственников помещения. Таким образом, собственники помещений решили выбрать другой (отличный от текущего) способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственников помещений дома, т. е. решили изменить существующий способ формирования фонда капитального ремонта. Номами Жилищного кодекса не предусмотрена обязательная формулировка для протокола общего собрания по принятию решения об изменении способа формирования фонда капремонта. Иного смысла, ни протокол общего собрания, ни бланк для голосования, не содержат.
Представитель ТСЖ "Справедливость" Ядыкин М.М. настаивал на удовлетворении жалобы. Представитель ответчика Кузнецова К.В. с доводами жалобы не согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта по основаниям, предусмотренным подп.3 п.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Кодекса).
В развитие данного положения статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого отнесены вопросы, связанные с определением порядка пользования общим имуществом. В частности, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно частям 1,3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт 3 на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно частям 5,7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно частям 1, 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Материалами дела установлено, что на основании решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГ, в качестве способа управления многоквартирным домом по адресу: "адрес", избрано ТСЖ "Справедливость". Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в Краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы.
В связи с тем, что собственники указанного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, либо выбранный ими способ не был реализован в установленный законом шестимесячный срок, орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта для указанного дома на счете Регионального оператора в соответствии с ч.7 ст. 170 ЖК РФ, постановления Администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, итоги которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГ, с учетом положений ч.4 ст.170 ЖК РФ, приняты, в том числе, следующие решения: Формировать Фонд капитального ремонта на специальном счете собственников помещений, открытом в банке; владельцем специального счета, открытого в банке, в целях формирования Фонда капитального ремонта дома, будет ТСЖ "Справедливость"; уполномочить председателя ТСЖ "Справедливость" на открытие специального счета и совершение операции (только по решению общего собрания) с денежными средствами, находящимися на специальном счете; производить финансирование расходов по выполнению мероприятий по организации капитального ремонта и содержанию специального счета за счет доходов ТСЖ "Справедливость", полученных от сдачи в пользование общего имущества; Утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в доме в соответствии с перечнем таких услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта; установлен срок проведения капитального ремонта общего имущества в доме не позднее сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; открыть специальный счет в ОАО "Сбербанк России"; наделить председателя и членов правления ТСЖ "Справедливость" принимать выполненные работы по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В целях уведомления об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и других решениях, принятых на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес", ТСЖ "Справедливость" направило в адрес Некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" соответствующее письмо с приложением копии протокола от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в адрес ТСЖ "Справедливость" направлено письмо с указанием нарушения установленного срока для выбора способа формирования фонда капитального ремонта, нарушении срока направления решения общего собрания об изменении способа формирования данного фонда, предложено принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет, оформить протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с требованиями жилищного законодательства и в течение пяти рабочих дней после его принятия направить в адрес регионального оператора.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, исходя из буквального толкования решения собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГ, суд пришел к выводу о том, что фактически собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а не его изменении.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда, как не основанном на законе фактических обстоятельствах дела.
Как видно из материалов дела, в многоквартирном доме по "адрес", формирование фонда капитального ремонта осуществлялось на счете Регионального оператора, именно на данный счет осуществлялись платежи собственниками помещений.
В уведомлении о проведении общего собрания на рассмотрение собственников вынесено предложение в целях формирования Фонда капитального ремонта перечислять взносы не в Фонд Регионального оператора, а на специальный счет собственников помещений дома, открытом в банке (л.д.24). За принятие такого решения проголосовало 97, 49 % от принявших участие в голосовании или 69, 09 % от числа собственников, что составило более 2/3 от общего числа голосов собственников помещений.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение именно об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, взамен существующего у Регионального оператора путем выбора иного способа.
Решение собственников о выборе иного способа формирования фонда капитального ремонта и есть изменение существующего. При этом в законе (ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации) не указано, каким образом должно быть изложено решение собственников: изменить способ формирования, либо выбрать иной.
Между тем, как справедливо указано в апелляционной жалобе, воля собственников помещений в многоквартирном доме направлена на изменение существующего способа формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вообще не отражен вопрос об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. В подп.1-1 названной нормы к компетенции собрания собственников отнесено принятие решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, само понятие выбор способа формирования фонда капитального ремонта охватывает, в том числе и его изменение.
Нарушение кворума при принятии решения собственниками, судебной коллегией не установлено.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 46 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату проведения оспариваемого общего собрания) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ указаны решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Сопоставляя размер общей и общей полезной площади, из которой рассчитывался кворум, судебная коллегия отмечает, что в обоих случаях за принятие решения об ином способе формирования фонда капитального ремонта проголосовало более 2/3 от общего числа собственников помещений. Так, исходя из общей площади помещений "данные изъяты"., для 2/ 3 голосов собственников необходимо "данные изъяты"., за принятие решение проголосовало "данные изъяты".
В редакции ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие 04.07.2016, для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта необходимо большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании.
Исходя из анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушение пятидневного срока направления Региональному оператору решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (п. 4 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации) не может являться основанием для отказа в принятии решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Срок направления такого уведомления влияет на вступление в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, который установлен п.5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 11 закона Алтайского края от 28.06.2013 N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" и составляет один год с момента направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом доводы ответчика о том, что ТСЖ "Справедливость" не является надлежащим истцом по настоящему делу, не заслуживают внимания. Из материалов дела видно, что ТСЖ создано в целях управления многоквартирным домом, осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества. Капитальный ремонт является элементом надлежащего санитарного и технического состояния жилого дома, которое обязано обеспечивать ТСЖ в соответствии с п. 9.1.4 Устава. Кроме того, формирование фонда капитального ремонта в соответствии с решением собрания от ДД.ММ.ГГ осуществляется на счете, владельцем которого является ТСЖ "Справедливость".
При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении требований ТСЖ "Справедливость".
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика понесенные им расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления и апелляционной жалобы в общей сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" + "данные изъяты").
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 мая 2016 года отменить. Принять по делу новое решение:
Обязать Некоммерческую организацию "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" принять к исполнению решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N *** по "адрес", оформленные протоколом общего собрания собственников дома от ДД.ММ.ГГ.
Взыскать с Некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в пользу Товарищества собственников жилья "Справедливость" в возврат госпошлины "данные изъяты".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.