Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца администрации г.Барнаула, третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2016 года по делу
по иску администрации города Барнаула к Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, по встречному иску Г.Н.П., Г.В.Д., действующего в своих интересах и в интересах недееспособного Г.А.В., к администрации г.Барнаула о возложении обязанности предоставить отдельные жилые помещения.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Барнаула обратилась в суд с иском к Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удовлетворены требования прокурора Центрального района города Барнаула в интересах ответчиков. На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить на основании договора социального найма Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г.Барнаула, общей площадью не менее *** кв.м. Решение вступило в силу.
Постановлением администрации города Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ семье Г. предоставлена по договору социального найма "адрес", общей площадью *** кв.м., в связи со сносом дома. Ответчики отказались переселяться в предоставленную квартиру без объяснения причин.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд выселить Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. из квартиры по ул. "адрес" с предоставлением жилого помещения по "адрес", общей площадью *** кв.м.
В ходе рассмотрения дела ответчики Г.Н.П., Г.В.Д., действующий в своих интересах и в интересах недееспособного Г.А.В., обратились со встречным иском к администрации г.Барнаула о возложении обязанности о предоставлении отдельного жилого помещения Г.Н.П. и отдельного жилого помещения Г.В.Д. и Г.А.В.
В обоснование встречного иска ответчики указали, что при вынесении решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и выделении администрацией г.Барнаула жилого помещения не было учтено наличие у ответчиков Г.Н.П. и Г.А.В. заболеваний, которые входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378. Г.А.В. состоит на "Д" учете, признан недееспособным решением суда от ДД.ММ.ГГ, его опекуном назначен Г.В.Д. Брак между Г.Н.П. и Г.В.Д. расторгнут, в связи с чем существует фактически две семьи.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2016 года исковые требования администрации г.Барнаула удовлетворены.
Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. выселены из квартиры по ул. "адрес" с предоставлением жилого помещения по "адрес", общей площадью *** кв.м, по договору социального найма.
Встречные исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Г.Н.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Барнауле по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На Г.Н.П. возложена обязанность после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма на жилое помещение по "адрес".
В остальной части в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе истец (ответчик по встречному иску) администрация г.Барнаула просит решение суда отменить в части возложения обязанности по предоставлению Г.Н.П. жилого помещения и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы истец указывает, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом данное жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, связанные с нуждаемостью Г.Н.П., правового значения для дела не имеют. Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закона Алтайского края от 14.09.2006 N92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и сетей, имеющих детей-инвалидов, указывает, что обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов осуществляется только путем предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилья. Также судом неверно сделан вывод, что администрации г.Барнаула переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе обеспечению жилыми помещениями инвалидов. Полномочия переданы только в виде субсидий. Кроме того, суд сослался в решении на ст. 8 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N136-ФЗ, устанавливающую нормы предоставления жилого помещения только из краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найм. Решением возложена обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г.Барнаула, соответственно, оно не может быть предоставлено из краевого жилищного фонда социального использования, и нормы предоставления не применимы. Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, установленный Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГ ***, подлежит отмене с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н, которым установлен новый перечень заболеваний. Г.Н.П. не страдает заболеванием, при котором она имеет право на предоставление дополнительной жилой площади.
В апелляционной жалобе третье лицо КЖКХ г.Барнаула также просит решение суда отменить в части предоставления Г.Н.П. жилого помещения и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Не соглашаясь с решение суда, КЖКХ г.Барнаула ссылается на доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы администрации г.Барнаула относительно правового регулирования предоставления мер социальной поддержки инвалидам в форме субсидий. Дополнительно указывает, что на органы местного самоуправления соглсно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации возложены полномочия по предоставлению жилых помещений малоимущем гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий среди малоимущих граждан не состоят. В настоящее время отсутствует правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, дающего право на внеочередное обеспечение жилыми помещения. Кроме того, суд неверно определилнорму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчики Г.Н.П., Г.Д.В. и участвовавший в деле прокурор просят решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г.Барнаула П.Н.В., представитель третьего лица КЖКХ г.Барнаула Ч.Е.В. на доводах апелляционных жалобы настаивали, ответчики Г.В.Д., Г.Н.П. и их представитель Ж.М.И. возражали против удовлетворения жалоб. Прокурор Б. просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удовлетворены требования прокурора Центрального района города Барнаула, заявленные в интересах Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить на основании договора социального найма Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г.Барнаула, общей площадью не менее ***.м., поскольку жилой дом по адресу: по ул. "адрес", где проживают ответчики, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанное решение вступило в законную силу.
Во исполнение решения суда постановлением администрации города Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. предоставлено по договору социального найма жилое помещение - квартира по "адрес", общей площадью *** кв.м.
Кроме того, решением Исполкома Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Г.Н.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи четыре человека (заявитель, супруг Г.В.Д., сыновья - Г.А.В., Г.Е.В.) на общую очередь среди больных группы "А".
Согласно справке Алтайского краевого психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГ Г.Н.П. имеет право на первоочередное получение жилой площади в соответствии с Приказом МЗ СССР *** от ДД.ММ.ГГ, а также право на пользование дополнительной жилой площадью в связи с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со справкой врачебной комиссии АККПБ от ДД.ММ.ГГ *** Г.Н.П. имеет право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Заключением врачебной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ подтверждается наличие у Г.Н.П. заболеваний: "данные изъяты", которые входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Г.Н.П. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ.
Брак между Г.Н.П. и Г.В.Д. прекращен ДД.ММ.ГГ на основании решении мирового судьи судебного участка N3 Центрального района г.Барнаула, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Г.В.Д. назначен опекуном над недееспособным Г.А.В., который также страдает заболеванием "данные изъяты", при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В. выселены из квартиры по ул. "адрес", "адрес" с предоставлением жилого помещения по "адрес" по договору социального найма.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом апелляционной проверки судебной коллегии по гражданским делам.
Разрешая встречные исковые требования о предоставлении отдельного жилого помещения Г.Н.П. и отдельного жилого помещения Г.В.Д. и Г.А.В., суд пришел к выводу о наличии оснований для предоставления отдельного жилого помещения Г.Н.П. во внеочередном порядке по договору социального найма, поскольку она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
В апелляционной жалобе администрация г.Барнаула указывает, что предоставление жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер, не направлено на улучшение жилищных условий, в связи с чем оснований для предоставления отдельного жилого помещения Г.Н.П. не имелось.
Данные доводы не принимаются во внимание судебной коллегией в силу следующего.
Предоставление жилого помещения гражданину в связи с невозможностью проживания в аварийном доме и предоставление жилого помещения в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания имеют разные основания и не исключают друг друга, если относятся к одному и тому же лицу.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Решением суда от ДД.ММ.ГГ была возложена обязанность на администрацию города предоставить равнозначное жилое помещение Г.Н.П., Г.В.Д., Г.А.В., поскольку у них такое право возникло в связи с признанием многоквартирного дома, в котором они проживали, аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, как указывалось выше, Г.Н.П. решением Исполкома Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди больных группы "А".
Таким образом, ответчик по встречному иску признал право на предоставление Г.Н.П. жилого помещения во внеочередном порядке и взял на себя обязанность по реализации этого права еще до момента возникновения у Г.Н.П. права на переселение из аварийного жилищного фонда. До настоящего времени жилое помещение по указанному основанию ей не предоставлено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрация г.Барнаула не является надлежащим ответчиком по встречному иску, также отклоняются судебной коллегией.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений названной категории граждан в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Доводы жалоб о наличии права Г.Н.П. на улучшение жилищных условий только путем получения субсидий в соответствии с Положением о предоставлении мер социальной поддержки об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, не может повлечь отмену решения суда, так как граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до ДД.ММ.ГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации формы реализации права на обеспечение жилым помещением инвалидов.
Согласно п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ), предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до ДД.ММ.ГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы КЖКХ г.Барнаула, отсутствие признания Г.А.В. малоимущей в установленном законом порядке не влияет на законность постановленного судом решения.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Отклоняются также судебной коллегией доводы жалобы третьего лица КЖКХ г.Барнаула о том, суд неверно применил и определилнорму предоставления площади жилого помещения, предоставляемого Г.Н.П. по договору социального найма.
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края ДД.ММ.ГГ N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма и по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 9 метров общей площади жилого помещения.
В настоящее время отсутствует правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, дающнго право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Однако ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, поскольку в настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в Алтайском крае установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для данной категории граждан, иных норм предоставления органами местного самоуправления не предусмотрено, то данные учетные нормы могут быть применены к рассматриваемому случаю.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации г.Барнаула на то, что заболевание Г.Н.П., входящее в Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, отсутствует в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, необоснованна.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***н "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, не вступил в силу. Кроме того, заболевание, которым страдает Г.Н.П., в указанном перечне имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы истца администрации г.Барнаула, третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.