Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Варнавского В.М.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по исковому заявлению прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Рыковой А. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Администрации "адрес" Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" в интересах Рыковой А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации "адрес" Алтайского края, главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Рыкова А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Рыковой (Чесноковой) А.А. - Чеснокова Е.А. лишена родительских прав. Отец Рыковой ( ЧАА.- Чесноков А.А. лишен родительских прав. Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** опекуном Рыковой (Чесноковой) А.А. был назначен Кривошеин А.П. Пунктом 2 постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** за Рыковой (Чесноковой) А.А. было закреплено право пользования жилым помещением в "адрес" "адрес". Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** пункт 2 постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** признан утратившим силу.
Согласно информации, предоставленной Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, права на объекты недвижимого имущества Рыковой (Чесноковой) А.А. не зарегистрированы.
Сведения о Рыковой А.А. внесены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГ реестровая запись ***. Однако до настоящего времени истец не обеспечена жильем. Прокурор просил обязать ответчиков предоставить Рыковой А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в границах "адрес", по договору найма специализированного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебное заседание явился прокурор, иные лица, участвующие в деле не явились. Судебная коллегия полагает возможным на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковое заявление прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Рыковой А. А. удовлетворено частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность, предоставить Рыковой А. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в городе Рубцовске Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении исковых требований к администрации "адрес" Алтайского края отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, иск рассмотрен судом с нарушением правил подсудности, право на внеочередное предоставление жилья отменено с ДД.ММ.ГГ, суд необоснованно не установилсрок исполнения решения суда.
В возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, проверив его законность и обоснованность в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
С ДД.ММ.ГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 17-1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.
В соответствии со статьей 8 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. В части 1.1. данной статьи указано, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд сославшись на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о несостоятельности доводов ответчика о необходимости предоставления истцу жилого помещения в порядке очередности, установленной списком. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку ни ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ, ни другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Из материалов дела следует, что Рыкова ЧАА относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГ Чеснокова А.А. вступила в брак с Рыковым И.В., после заключения брака жене присвоена фамилия Рыкова.
Согласно информации, предоставленной Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, права на объекты недвижимого имущества Рыковой ЧАА не зарегистрированы.
Сведения о Рыковой А.А. внесены в список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления ДД.ММ.ГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГ реестровая запись ***.
Между тем право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Истцу на момент его обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, исполнилось 18 лет.
Суд обоснованно не принял во внимание довод представителя ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о том, что в случае удовлетворения исковых требований истца ответчику необходим срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу, поскольку исходя из анализа положений Федерального закона N 159-ФЗ, Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Таким образом, поскольку Рыкова А.А., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно в установленном порядке обратилась с письменным заявлением в орган местного самоуправления "адрес" за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, была включена в список на предоставление жилья, на данный момент не исключена из списка, органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив Рыкову А.А. жилым помещением, суд правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил требования истца.
Исковое заявление в интересах Рыковой А.А. предъявлено к двум ответчикам, в том числе и к администрации "адрес". В данном случае подсудность определяется по выбору истца. (ст.31 ГПК РФ)
В связи с изложенным доводы жалобы о нарушении правил подсудности судом несостоятельны.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.