Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В., Косарева И.Э.,
при секретаре Рюмине А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Лужского муниципального района на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года, которым частично удовлетворены исковые требования Доциной Л. С. и Доцина Д. Б., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Доциной А. Д., к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения истцов Доциной Л.С. и Доцина Д.Б., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Доцина Л. С., Доцин Д. Б., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Доциной А. Д., обратились в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, отвечающей санитарным нормам и правилам, на условиях договора социального найма, вне очереди, в черте города Луга, общей площадью не менее 36,1 кв.м.
В обоснование исковых требований указывали, что на основании ордера N от 18 июля 1996 года являются нанимателями квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Квартира является муниципальной собственностью. Заключением межведомственной комиссии от 21 августа 2014 года жилой дом, в котором она находится, признан непригодным для проживания (л.д.4-5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцы Доцина Л.С. и Доцин Д.Б. поддерживали исковые требования, представитель надлежащим образом извещенного ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, в представленном ранее письменном отзыве исковые требования не признавал (л.д. 28-29, 124-126).
30 мая 2016 года Лужским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Лужского муниципального района ленинградской области возложена обязанность предоставить Доциной Л.С., Доцину Д.Б. и Доциной А.Д. благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа с горячим и холодным водоснабжением, центральным отоплением, канализацией и газоснабжением в черте населенного пункта город Луга общей площадью 36,1 кв.м.
Представитель ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - Круглова О.В. с постановленным решением не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на приобретение и строительство жилья, а также на отсутствие на территории Лужского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области свободных помещений для предоставления Доциным.
Обращает внимание на то, что администрацией исполнено обязательство по защите жилищных прав граждан - дом включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилья.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В силу статьи 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Областным законом Ленинградской области от 13 ноября 2015 года N 116-ОЗ установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ленинградской области.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Доцина Л. С., Доцин Д. Б. и Доцина А. Д., 2006 года рождения, на основании договора социального найма занимают находящуюся в муниципальной собственности отдельную квартиру жилой площадью 25, 1 кв.м, общей площадью 36,1 кв.м по адресу: "адрес" (л.д.14).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 20 мая 2015 года N14, составленному на основании акта обследования помещения от 21 августа 2014 года, дом, в котором находится занимаемая истцами квартира, признан не пригодным для проживания (л.д.15-17, 18-19).
В соответствии заключением межведомственной комиссии от 5 июня 2015 года N14 дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.33-34).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в связи со сносом дома, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению истцам по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям г. Луги) равнозначного по общей площади жилого помещения в г. Луге во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит, что данное судебное постановление принято при неправильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права, что является основанием для его отмены.
Поскольку до 1 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Между тем, как следует из полученного в соответствии с положениями абзаца второго части 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" ответа от 26 июля 2016 года администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, исполняющей в силу статьи 32 Устава полномочия Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области на запрос судебной коллегии, Доцины на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признавались.
Как пояснили истцы в судебном заседании суда апелляционной инстанции, они пытались подать заявление о постановке их на учет нуждающихся в жилых помещения, но по уровню дохода не подлежат признанию малоимущими.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке, а потому в удовлетворении исковых требований Доциных следует отказать.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, пунктами 1 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Доциной Л. С. и Доцина Д. Б., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Доциной А. Д., к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение отказать.
Председательствующий:
Судьи:
судья Киселева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.