Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Ануфриевой Н.В.
судей краевого суда Иванова А.В.
Чайкиной Е.В.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 июня 2016 года гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шашкиной Л. Н. к администрации ГП "Могочинское", Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "Дата", признании права на получение единовременной денежной выплаты, включение в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "Дата"
по апелляционной жалобе Шашкиной Л.Н. и апелляционному представлению старшего помощника Могочинской межрайонной прокуратуры Батоева А.Д.
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от "Дата", которым постановлено
в удовлетворении исковых требований Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шашкиной Л. Н., отказать.
Заслушав доклад судьи Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что по обращению Шашкиной Л.Н. была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Шашкина Л.Н. является вдовой ветерана боевых действий, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации ГП "Могочинское" с 17.02.2003г. При этом Шашкина Л.Н. в Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края в реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "Дата", не состоит. Поскольку администрацией ГП "Могочинское" информация о Шашкиной Л.Н. как о супруге умершего ветерана боевых действий, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в Комитет социального обеспечения (впоследствии - Министерство социальной защиты Забайкальского края) не направлялась, просил обязать администрацию ГП "Могочинское" включить Шашкину Л.Н. как супругу умершего ветерана боевых действий, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "Дата", и представить в Министерство социальной защиты Забайкальского края сведения о Шашкиной Л.Н. согласно приложению N2 Постановления Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109. Признать за Шишкиной Л.Н. - супругой умершего ветерана боевых действий, как вставшей на жилищный учет до "Дата", право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающим в Забайкальском крае, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство социальной защиты населения "адрес" включить Шашкину Л.Н. в реестр ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "Дата"
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил, что он просит представить в Министерство социальной защиты Забайкальского края сведения о Шашкиной Л.Н. согласно приложению N1, а не N2 к Постановлению Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 (л.д.55).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 121-123)
В апелляционной жалобе Шашкина Л.Н. полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает, что является супругой умершего ветерана боевых действий, что дает ей право на получение жилплощади. Проживает в "адрес", жилья в "адрес" на территории городского поселения "Могочинское" она не имеет, в связи с чем состоит на учете в качестве нуждающейся на территории городского поселения "Могочинское". Она находилась на иждивении у мужа, так как является инвалидом. Ввиду того, что является инвалидом, проживать одна не может, а дети не могут оформить опекунство, из-за отсутствия у них жилплощади (л.д.129-133).
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Могочинской межрайонной прокуратуры А.Д. Батоева выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. Указывает, что поскольку, в связи со смертью супруга Шашкина Л. Н. признана супругой умершего ветерана боевых действий, встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма до "Дата", она на основании действующих норм права имеет право на получение мер социальной поддержки со стороны государства (л.д.139-140).
Представители администрации городского поселения "Могочинское", извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, своих представителей не направили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав прокурора Ангарскую О.А. и истца Шашкину Л.Н., поддержавших апелляционную жалобу и апелляционное представление, представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романову Е.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, исследовал представленные доказательства и дал им оценку по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон, в результате чего вынес законное и обоснованное решение.
Так, суд при вынесении решения правильно руководствовался нормами Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Забайкальского края от 29.12.2008 N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае", Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае", которым были утверждены "Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и "Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
При рассмотрении дела судом было установлено, что истец Шашкина Л.Н. является вдовой участника боевых действий Шашкина В.В., умершего "Дата". Суд также установил, что Шашкина Л.Н. является инвалидом 2 группы.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "Дата", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после "Дата", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 23.2 Закона "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 11 ст. 23.2 Закона о ветеранах).
В Забайкальском крае меры социальной поддержки осуществляются на основании Закона Забайкальского края от 29.12.2008 N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 названного закона, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют следующие категории граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года: супруга погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
В соответствии со ст. 1 названного закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для данной категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
В силу п.6 "Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 N 109, единовременная денежная выплата гражданам предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Реестр формируется уполномоченным органом на основании списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, представляемых органами местного самоуправления, в которых указанные граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Таким образом, предоставление денежной выплаты осуществляется при наличии следующих условий: наличие статуса "член семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий, ветерана боевых действий", подтвержденное соответствующим удостоверением; нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановка члена семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий, ветерана боевых действий на соответствующий учет до 01 января 2005 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что условий для предоставления Шашкиной Л.Н. денежной выплаты не имеется.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, исходя из следующего.
Судом было установлено, что истец Шашкина Л.Н. проживает в "адрес" в квартире по адресу: "адрес", площадью 27,8 квадратных метров, принадлежащей истцу на праве собственности. Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество от "Дата".
Суд проанализировал все обстоятельства, касающиеся постановки истца на жилищный учет в городском поселении "Могочинское" и пришел к выводу о том, что желание истца проживать не по месту своего постоянного жительства, а в ином населенном пункте не может свидетельствовать о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Действительно, Шашкина Л.Н. не имеет жилья в "адрес", что не является доказательством ее нуждаемости в жилом помещении, так как постоянным местом жительства истца, согласно ее объяснениям, в период с 2003 года был именно "адрес", а не "адрес".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит вывод суда правомерным.
Так, в 2003 году действовал Жилищный кодекс РСФСР, статьей 30 которого было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Исключением из этого правило являлся учет граждан по месту работы.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Никакого правового акта (решения, постановления, распоряжения органа местного самоуправления) о постановке истца на учет в 2003 году стороной истца представлено не было.
Не было представлено истцом и сведений о том, что Шашкин В.В. и члены его семьи были поставлены на жилищный учет по решению военного комиссариата "адрес".
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что истец не может быть признанной имеющей нуждаемость в улучшении жилищных условий для реализации жилищных прав как члена семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий, ветерана боевых действий.
В настоящее время истец также не может быть признанной нуждающейся в получении единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, что подтверждается приводимыми ниже доказательствами в совокупности с объяснениями истца.
Из объяснений истца следует, что по названному адресу она проживает одна, ее дети Силяева Л.М. и Шашкин В.В., которые ранее были зарегистрированы в данном жилом помещении, проживают в другом регионе - в "адрес", где зарегистрированы по месту жительства (л.д.67,87).
Таким образом, истец проживает одна в жилом помещении площадью 27,8 кв. метров, в то время как учетной нормой площади жилого помещения является 25 квадратных метров на одиноко проживающего человека.
Следовательно, не имеется необходимых условий для возложения обязанности на администрацию городского поселения "Могочинское" включить истца в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для признания за истцом права на получение единовременной выплаты, а также для возложения на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обязанности включить Шашкину Л.Н. в реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о нарушении жилищных прав истца.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, так как изложенные в ней обстоятельства не являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба и апелляционное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Могочинского районного суда Забайкальского края от "Дата", апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.