Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.
судей краевого суда Иванова А.В., Чайкиной Е.В.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 05 июля 2016 года гражданское дело по Алексеевой Н. П. к МБОУ "Кыкерская СОШ" и администрации муниципального района "Тунгокоченский район" о взыскании задолженности по расходам, связанным со служебной командировкой,
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по доверенности Серебряковой А.Ю.,
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от "Дата", которым постановлено: иск удовлетворить.
Взыскать с МБОУ "Кыкерская СОШ" задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой в пользу Алексеевой Н. П. в сумме 10020 (десять тысяч двадцать) рублей.
Обязать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" профинансировать МБОУ "Кыкерская СОШ" денежными средствами для выплаты задолженности по командировочным расходам Алексеевой Н.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выделить из бюджета Забайкальского края субвенции администрации муниципального района "Тунгокоченский район" для выплаты задолженности по командировочным расходам Алексеевой Н.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждения МБОУ "Кыкерская СОШ".
Взыскать с МБОУ "Кыкерская СОШ" государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме "данные изъяты" копеек)
Заслушав доклад судьи краевого суда Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Алексеева Н.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она работает в МБОУ "Кыкерская СОШ" учителем. В период с 08 по "Дата" и с "Дата" по "Дата" находилась в служебной командировке, проходила курсы повышения квалификации в г. Чите. После приезда подготовила отчеты и предоставила их работодателю для оплаты понесённых расходов, однако командировочные расходы до настоящего времени ей работодателем не оплачены. Просила суд взыскать с ответчика задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой, в размере 10020 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю. просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности выделить из бюджета Забайкальского края субвенции администрации муниципального района "Тунгокоченский район" для выплаты задолженности по командировочным расходам Алексеевой Н.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждение МБОУ "Кыкерская СОШ". Указывает, что суд при вынесении решения необоснованно не учел позицию Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, и незаконно возложил на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выделить из бюджета Забайкальского края субвенции администрации муниципального района "Тунгокоченский район" для выплаты задолженности по командировочным расходам Алексеевой Н.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждение МБОУ "Кыкерская СОШ", решение суда в данной части принято с нарушением норм материального права, так как исполнение данного решения приведет к нецелевому использованию субвенций.
Кроме того, в решение суд ссылается на утративший силу Закон Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N 612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях".
Заявитель жалобы считает, что возмещение расходов на дополнительное профессиональное образование педагогических работников в части командировочных расходов должно осуществляться за счет средств местного бюджета. Вопросы дефицита местного бюджета не относятся к компетенции Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесла определение о рассмотрении дела без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом было установлено, что истец работает в МБОУ "Кыкерская СОШ" учителем (л.д.7, 8-11).
В период с "Дата" по "Дата" и с "Дата" по "Дата" истец была направлена в служебную командировку, проходила обучение на курсы повышения квалификации в г. Чите.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими приказами (л.д.6).
После приезда подготовила отчеты и предоставила их работодателю для оплаты понесённых расходов, однако командировочные расходы до настоящего времени ей работодателем не оплачены.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.166-167 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации) исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных прав сторон, и пришел к обоснованному выводу о том, что истцу, в нарушение норм закона, не были выплачены командировочные расходы. Для восстановления нарушенных трудовых прав истца суд принял решение о взыскании данных денежных средств с работодателя, возложив ответственность по выплате и на администрацию МР "Тунгокоченский район" как на учредителя МБОУ "Кыкерская СОШ".
При этом суд обоснованно возложил на Министерство образования, науки и молодежной политики обязанность выделить из бюджета Забайкальского края субвенции администрации муниципального района "Тунгокоченский район" для выплаты задолженности по командировочным расходам Алексеевой Н.П.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, судебной коллегией не может быть принят, исходя из следующего.
Возлагая обязанность по финансированию расходов муниципального образовательного учреждения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края"). Следовательно, именно данный орган является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ст. 8 Закона Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 N 1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" не предусматривают обязанности органа государственной власти по финансированию командировочных расходов учителей муниципальных образовательных учреждений, судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании материального закона.
Так, нормы вышеназванных правовых актов возлагают на Забайкальский край обязанность по финансированию расходов на оплату труда в муниципальных общеобразовательных организациях.
Согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Из приведенных нормативных положений следует, что причитающиеся работнику суммы в возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в частности при направлении работника на профессиональное обучение, переподготовку с отрывом от работы, по своему характеру являются компенсационными выплатами и составной частью заработной платы, обязанность по выплате которой лежит на работодателе, а финансирование данных расходов производится из средств бюджета, из которого финансируется оплата труда.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.