Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Е.В. Исаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе МИФНС России N 30 по Свердловской области на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 года по административному иску МИФНС России N 30 по Свердловской области к А.Н. Шмидт о взыскании недоимки и пени по земельному налогу
установила:
МИФНС России N 30 по Свердловской области обратилась в суд с указанным выше административным иском к А.Н. Шмидт, ссылаясь на неисполнению ею обязанности по уплате земельного налога за 2012-2013 годы в отношении земельного участка, собственником которого она является.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 30 по Свердловской области ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.Н. Шмидт и её представитель Н.А. Шмидт, по доверенности от 15 июня 2016 года, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие МИФНС России N 30 по Свердловской области, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав А.Н. Шмидт и её представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Установлено, что А.Н. Шмидт является собственником земельного участка с кадастровым номером и по адресу, указанными в решении суда.
МИФНС России N 30 по Свердловской области направило А.Н. Шмидт уведомление и требование об уплате налога, рассчитанного исходя из данных кадастровой оценки земельного участка, имеющихся в государственном кадастре недвижимости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришёл к выводу, что данные кадастрового учёта недостоверны, так как решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2014 года была установлена рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего А.Н. Шмидт, по состоянию на 1 января 2010 года, которая более чем на порядок меньше кадастровой стоимости, принятой в расчёт налоговым органом.
С указанным выводом судебная коллегия по административным делам Московского городского суда согласиться не может.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Письмом ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149 "О земельном налоге" (вместе с Письмом Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809) разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора по настоящему делу, являются данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на период уплаты земельного налога.
Напротив, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Однако судом в нарушение приведённых законоположений не установлено, исполнено ли упомянутое решения Арбитражного суда и какие именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка в настоящее время содержатся в государственном кадастре недвижимости за юридически значимый период.
Более того, в нарушение требований ст. 1 КАС РФ, ст. 22 ГПК РФ дело было рассмотрено судом по правилам ГПК РФ, что привело к нарушению одного из основных принципов административного судопроизводства - состязательности и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Изложенное является существенным нарушением процессуального законодательства, поскольку свидетельствует о том, что стороны лишены были права на рассмотрение дела районным судом в порядке административного судопроизводства.
Этот недостаток судебная коллегия по административным делам Московского городского суда не может восполнить, поскольку нормы КАС РФ не предусматривают возможность суда второй инстанции перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Кроме того, право сторон на доступ к правосудию гарантирует им рассмотрение дела районным судом по правилам административного судопроизводства.
При таком положении решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по правилам КАС РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, какие актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастровый учёт в соответствии с решением арбитражного суда об определении рыночной стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст. 311, п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.