Именем Российской Федерации
5 августа 2016 г. город Москва
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-877/2016 по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" к Правительству Москвы о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 г. принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, том 2, а также размещен 11 декабря 2013 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На момент рассмотрения дела судом постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 29 июля 2014 г. N425-ПП, от 2 декабря 2014 г. N705-ПП, от 16 декабря 2014 г. N758-ПП, от 24 марта 2015 г. N139-ПП, от 9 июня 2015 г. N332-ПП, от 14 июля 2015 г. N433-ПП, от 8 сентября 2015 г. N581-ПП, от 6 октября 2015 г. N644-ПП, от 8 декабря 2015 г. N831-ПП, от 22 декабря 2015 г. N927-ПП, от 16 марта 2016 г. N87-ПП, от 29 марта 2016 г. N128-ПП, от 18 апреля 2016 г. N178-ПП, от 15 июня 2016 г. N334-ПП, от 28 июня 2016 г. N357-ПП, от 6 июля 2016 г. N395-ПП.
Пунктами 1 и 1.3. постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП утвержден Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3) (далее "Перечень земельных участков").
Правительством Москвы 24 марта 2015 г. принято постановление N139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 31 марта 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N18, а также размещен 25 марта 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На момент рассмотрения дела судом постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N831-ПП.
Пунктами 1 и 1.4 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП постановлено:
"1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 29 июля 2014 г. N425-ПП, от 2 декабря 2014 г. N705-ПП, от 16 декабря 2014 года N758-ПП):
1.4. Приложение 3 к постановлению дополнить пунктами 490-649 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению".
На основании приведенных норм права в Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3), утвержденный пунктами 1, 1.3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, включен пункт 521, в котором указан объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими:
- постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" за исключением адресов земельных участков, перечисленных в приложении N1 и в пунктах 490-520, 522-649 в приложении N2;
- постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части, предусматривающей возможность внесудебного сноса зданий, строений и (или) сооружений, включая временные, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25, в том числе, с применением насилия и (или) с привлечением сотрудников полиции для обеспечения доступа на этот земельный участок.
Определением Московского городского суда от 23 июня 2016 г. прекращено производство по административному делу N3а-877/2016 по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" к Правительству Москвы в части признания недействующими:
- пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 2 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков";
- пунктов 1.1, 1.2 и пунктов со 2 по пункт 10 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Таким образом, предметом рассматриваемого административного дела N3а-877/2016 являются административные исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" к Правительству Москвы о признании недействующими:
- пунктов 1 и 1.4 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 года N139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения пункта 521 в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков";
- пунктов 1 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в пункт 521 Перечня земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3), земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25.
Требования мотивированы тем, что пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП дополнено пунктом 521 приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков". Таким образом, в пункт 521 Перечня земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3), утвержденного пунктами 1, 1.3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, включен объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25. Указанный земельный участок находится в пользовании административного истца на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 15 июля 1993 г. NМ-09-000198. 1 июня 1993 г. спорный земельный участок поставлен на учет с присвоением кадастрового номера 77:09:00050:15:121. Спустя четырнадцать лет, 1 января 2007 г., этому объекту ошибочно присвоен еще один кадастровый номер 77:09:00050:15:64. На земельном участке заявитель возвел объект незавершенного капитального строительства - "Конструкция каркаса Театра Классического Балета", два металлических ангара: металлический ангар N1, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 8, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 12, и металлический ангар N2, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 1, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 13; строительные бытовки и контейнеры. В настоящее время ангары и бытовки используются как часть театрального комплекса - репетиционный зал, склад для хранения декораций и другого театрального реквизита. Также на земельном участке расположен контрольно-пропускной пункт (далее КПП), 1961 г. постройки, который используется для выгораживания периметра земельного участка, является частью театрального комплекса, где помимо проходной театра, расположены единый для всех строений водомерный узел и общая пожарная сигнализация. Все эти объекты являются федеральной собственностью, на кадастровый учет они не поставлены, поэтому право собственности Российской Федерации на это имущество не зарегистрировано. По этой причине указанные объекты могут подпасть под действие оспариваемых нормативных правовых актов, демонтированы во внесудебном порядке, что приведет к причинению ущерба федеральному имуществу. Возведение и использование этих конструкций для осуществления уставной деятельности театра отвечает разрешенному использованию земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 15 июля 1993 г. за NМ-09-000198, а также соответствует утвержденному проекту организации строительства театрального комплекса и утвержденной исходно-разрешительной документации, поэтому указанные строения не являются самовольными. Включение спорного земельного участка в приложение 3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП противоречит содержанию вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г.Москвы от 26 февраля 2015 г. по делу NА40-170263/2014, которым установлена законность нахождения всех объектов на спорном земельном участке. Само по себе, возведение временных сооружений - ангаров, бытовок, не является нарушением прав собственника земельного участка. При таких обстоятельствах оспариваемые постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 г. N819-ПП нарушают права и законные интересы административного истца. Спорный земельный участок с 1 июля 2006 г. относится к федеральному уровню государственной собственности в силу прямого указания закона, в частности пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вследствие этого Правительство Москвы неправомерно включило его в приложение 3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, допустило нарушение части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ. Оспариваемые нормативные правовые акты содержат неопределенность в части состава подлежащих демонтажу объектов, так в постановлениях Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 года N819-ПП не указано, какие именно из находящихся на спорном земельном участке объекты подлежат принудительному демонтажу. Кроме того, оспариваемые постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 года N819-ПП не были приняты Правительством Москвы, поскольку из размещенной в открытом доступе на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в сети "Интернет" стенограммы заседания Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. непосредственно усматривается, что голосование членов Правительства Москвы по вопросу принятия постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП не проводилось, а из стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. не усматривается, что на данном заседании рассматривался вопрос о принятии постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП. Следовательно, Правительством Москвы нарушен порядок принятия оспариваемых постановлений и в силу пункта 6 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" оспариваемые постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 года N819-ПП не считаются принятыми в качестве нормативного правового акта.
В судебном заседании представители административного истца Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" - Волков И.В. и Костенко О.Н., действующие по доверенности и имеющие высшее юридическое образование, поддержали заявленные административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, а также в письменных объяснениях, суду дополнительно пояснили, что предоставленная Правительством Москвы выписка из протокола заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. не является надлежащим доказательством, сфальсифицирована, поскольку административным ответчиком не предоставлены суду оригиналы протокола и стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. Вследствие этого представители административного истца заявили ходатайство о фальсификации доказательства и об исключении выписки из протокола заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. из числа доказательств.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Лисицкий Д.И., действующий по доверенности и имеющий высшее юридическое образование, просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Суду дополнительно пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения их в действие, а содержание нормативных правовых актов соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Считает необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемые постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 года N819-ПП не были приняты Правительством Москвы. Из содержания размещенной в открытом доступе на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в сети "Интернет" стенограммы заседания Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. непосредственно усматривается, что на голосование членов Правительства Москвы ставился вопрос о принятии постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП и его принятие большинством голосов. Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП было принято на заседании Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г., в подтверждение чего предоставлена выписка из протокола заседания. Необходимо отметить, что у Правительства Москвы нет обязанности публиковать все стенограммы и протоколы заседаний Правительства Москвы, пунктом 2.3.14 Регламента предусмотрено лишь ведение протоколов и стенограмм заседаний Правительства Москвы. Оспариваемые нормативные правовые акты были опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет", а затем в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы". Включение спорного земельного участка в пункт 521 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП не нарушает права административного истца, лишь конкретизирует план мероприятий Правительства Москвы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков в городе Москве. Земельный участок с кадастровым номером 77:09:00050:15:64 (77:09:00050:15:121) предоставлен административному истцу Московским земельным комитетом на основании договора аренды от 15 июля 1993 г. NМ-09-000198 для строительства объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации. При этом в пункте 1 договора установлен срок реконструкции зданий и строительства театрального комплекса - с 1993 г. по 2000 г. На данном земельном участке находились здания и сооружения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева", а также здания переменной этажности (2-3 этажа), подлежащие сносу в 1995 г., одно двухэтажное здание и пять одноэтажных зданий, подлежащих сносу в 1993 г. Кроме того, с административным истцом заключен охранно-арендный договор N3з от 19 января 1993 г., по условиям которого театр арендует памятник федерального значения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" под творческую базу, служебные и производственные помещения на срок с 19 января 1993 г. по 1 января 2042 г. В пункте 3 данного договора указано, что арендатор не вправе сдавать в субаренду или передавать в пользование помещения памятника другим пользователям без письменного согласия государственного органа. Здания архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3 строение 1 и строение 8, а также здание по адресу: г.Москва, проспект Ленинградский, д.25, находятся в собственности г.Москвы. Вследствие этого Департаментом городского имущества г.Москвы были заключены с административным истцом договоры аренды указанных зданий. В рамках проведенного 10 декабря 2014 г. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы обследования земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, проспект Ленинградский, дом 3/25, установлено, что на земельном участке расположены объекты, обладающие признаками самовольного строительства: металлический ангар N1, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 8, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 12; металлический ангар N2, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 1, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 13; некапитальное строение контрольно-пропускного пункта; строительные бытовки и контейнеры. Здания Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3 строение 1 и строение 8, используются сторонними организациями под офисные цели и размещение студии классического балета "Актер" на коммерческой основе, что указывает на нарушение административным истцом условий договоров аренды зданий. Кроме того, целевым использованием предоставленного в аренду земельного участка является реконструкция и создание объектов недвижимого имущества в соответствии с утвержденным проектом и в установленные договором сроки. Возведенные административным истцом строения не являются капитальными, относятся к числу движимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства, поскольку на их размещение не было получено согласие собственника земельного участка Правительства Москвы. Срок проведения реконструкции зданий и строительства театрального комплекса истек в 2000 г., изменения в условия договора аренды сторонами не вносились. Вследствие этого внесение пункта 521 в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП является правомерным и законным.
Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации - Смирнова Л.Н., действующая по доверенности и имеющая высшее юридическое образование, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, в своих письменных пояснениях. Суду дополнительно пояснила, что Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N5-р. Здания Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" (в настоящее время "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.") по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, являются памятниками архитектуры. По решению Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 5 марта 1985 г. N578 указанный комплекс зданий передан административному истцу на основании охранно-арендного договора N3з от 13 января 1993 г. сроком с 10 января 1993 г. по 1 января 2042 г. Объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." принят на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N176, данный объект включен в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В соответствии со статьёй 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" полномочия по охране объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." переданы субъекту Российской Федерации - Департаменту культурного наследия города Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. N1215 объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." и земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект д.3/25, д.3, включены в границы охранной зоны N266. В 1999 году Минкультуры России из резервного фонда Правительства Российской Федерации было выделено 5000000 руб. на реконструкцию Архитектурного комплекса "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N1863-р. Эти средства пошли на возведение металлической конструкции каркаса Театра Классического Балета, относительно металлических ангаров пояснить ничего не может. В период с 2012 г. по 2016 г. административному истцу не выделялись бюджетные средства, так как он не являлся участником Федеральной целевой программы "Культура России 2012-2018". В настоящее время решается вопрос о передаче в собственность Российской Федерации зданий объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, и здания по адресу: г.Москва, Ленинградский проспект, д.25, подписано распоряжение Правительства Москвы от 7 июля 2016 г. N339-РП.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не предоставило своего представителя в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещено. При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного заинтересованного лица не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания оспариваемых постановлений Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП и от 24 марта 2015 г. N139-ПП усматривается, что их положения направлены на урегулирование порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Утверждение Перечня земельных участков направлено на защиту прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, что прямо закреплено в преамбуле постановления.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положения пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют городу Москве, как субъекту Российской Федерации, осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.
Из части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
На основании приведенных норм права город Москва, будучи субъектом Российской Федерации, вправе разрешать вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20, пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктами 2, 13 статьи 11, пунктом 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет управление в области земельных отношений, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Принимая во внимание приведенные нормы права, Правительство Москвы является органом, который обладает полномочиями на принятие оспариваемых нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что полномочия Правительства Москвы на принятие постановления от 11 декабря 2013 г. N819-ПП уже являлись предметом судебной оценки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 26 декабря 2013 г. по гражданскому делу N3-212/2013 заявление общества с ограниченной ответственностью "Свет звезд" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП оставлено без удовлетворения. При этом Московский городской суд пришел к выводу о том, что постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП опубликовано 17 декабря 2013 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, том 2, а также размещено 11 декабря 2013 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП опубликовано 31 марта 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N18, а также размещено 25 марта 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и от 24 марта 2015 г. N139-ПП подписаны Мэром Москвы.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты введены в действие и опубликованы в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы".
Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов являются необоснованными.
В соответствии со статьёй 18 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" принятие (издание) правовых актов Правительства Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", иными правовыми актами города Москвы. При этом пунктом 2 статьи 19 Законом города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" предусмотрено, что порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы.
Согласно пункту 2.1 Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N112-ПП, Правительство Москвы на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава города Москвы, Закона города Москвы "О Правительстве Москвы", иных правовых актов города Москвы издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в городе Москве. Правовые акты Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы, вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, установленном законом города Москвы. Рассмотрением в Правительстве Москвы проектов правовых актов для целей настоящего Регламента является их рассмотрение на заседаниях Правительства Москвы, Президиума Правительства Москвы, а также рассмотрение Мэром Москвы единолично.
Судом установлено, что проект постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП был внесен на рассмотрение заседания Правительства Москвы 26 ноября 2013 г. и принят (утвержден) большинством голосов членов Правительства Москвы. Указанное подтверждается стенограммой заседания Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г., опубликованной на официальном сайте http://www.mos.ru информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", удостоверенной нотариальным протоколом осмотра доказательства от 15 марта 2016 г., и проверенной судом в ходе рассмотрения административного дела (л.д.95-96, 101-102 том 2, л.д.142-145 том 4).
Проект постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП был внесен на рассмотрение заседания Президиума Правительства Москвы 24 марта 2015 г. пунктом 15 и принят (утвержден) большинством голосов членов Президиума Правительства Москвы, что подтверждается выпиской из протокола заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. Действительно, в опубликованной на официальном сайте http://www.mos.ru стенограмме заседания Президиума Правительства Москвы 24 марта 2015 г. не содержатся сведения о рассмотрении вопроса об утверждении проекта постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП. Вместе с тем, заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что в обязанности Правительства Москвы не входит полное опубликование стенограмм заседаний Правительства Москвы и Президиума Правительства Москвы. Из содержания стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г., размещенной на официальном сайте http://www.mos.ru, явно усматривается, что опубликована лишь часть стенограммы заседания Президиума Правительства Москвы, которая предшествовала рассмотрению непосредственных вопросов повестки дня. Так стенограмма заканчивается словами Мэра Москвы: "Прежде чем перейти к рабочим вопросам, к повестке, хотел Вас проинформировать _." (л.д.167-168 том 2).
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемые постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП и от 11 декабря 2013 года N819-ПП не были приняты Правительством Москвы, о подложности выписки из протокола заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. Отсутствуют правовые основания для исключения выписки из протокола заседания Президиума Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. из числа доказательств по административному делу.
Необходимо также отметить, что постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП, неоднократно было предметом судебной оценки, в том числе и по процедуре принятия нормативного правового акта. Так, решениями Московского городского суда от 4 июня 2015 г. по гражданскому делу N3-310/2015, от 29 июня 2015 г. по гражданскому делу N3-351/2015, от 14 декабря 2015 г. по административному делу N3а-641/2015, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. N5-АПГ16-15 установлено, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП, в том числе в редакции постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. N139-ПП, принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, с соблюдением порядка принятия, правил введения в действие, порядка опубликования, государственной регистрации и вступления в силу.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта 521 Перечня земельных участков приложения N3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Положения статей 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают в качестве основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Подпунктами 2, 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
С учетом приведенных норм права, создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, является нарушением права собственности города Москвы на владение, пользование и распоряжение указанными земельными участками.
При таких обстоятельствах город Москва, как субъект гражданских прав, в лице Правительства Москвы вправе осуществлять защиту своих нарушенных прав на принадлежащие земельные участки путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, устранения всяких нарушений права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имея своей целью предотвращение нарушенного права на земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, Правительство Москвы выявило земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, после чего утвердило Перечень этих земельных участков (приложение 3).
При этом в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1). Согласно пунктам 3.2, 3.3.2, 4, 4.1 названного Положения, при наличии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы. При получении акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В случае наличия прав на использование земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.
На основании изложенного утверждение Правительством Москвы Перечня земельных участков (приложение 3) в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков соответствует способам защиты и самозащиты гражданских прав, предусмотренных статьями 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом доводы административного истца о неопределенности оспариваемых нормативных правовых актов в части состава подлежащих демонтажу объектов, распложенных на земельных участках, являются необоснованными, поскольку конкретный перечень подлежащих демонтажу незаконных объектов (конструкций и имущества) указывается в акте о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, составляемого Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, а снос объектов капитального строительства (недвижимого имущества) предусмотрен только после решения вопроса о наличии признаков самовольности постройки в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и предоставленных сторонами доказательств, спорный земельный участок общей площадью 11923 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0005015:64 расположен по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25.
Изначально на данном земельном участке расположены (схема л.д.77 том 2):
- здания и сооружения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" (в настоящее время "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.") по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, которые являются памятниками архитектуры;
- здание площадью 672,4 кв.м. по адресу: г.Москва, проспект Ленинградский, д.25, находящееся в собственности города Москвы (запись о государственной регистрации права собственности города Москвы на указанное здание внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 февраля 2003 г. за N77-01/09-037/2003-409).
- трехэтажное кирпичное здание общей площадью 925,4 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 12, право собственности на него не зарегистрировано, состоит на учете Московского городского бюро технической инвентаризации, по сведениям технического паспорта здание 1961 г. постройки (л.д.1-11, 76-77 том 2, л.д.12 том 4);
- одноэтажное кирпичное здание площадью 338,7 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 13, право собственности на него не зарегистрировано, состоит на учете Московского городского бюро технической инвентаризации, по сведениям технического паспорта здание 1961 г. постройки (л.д.12-17, 78-83 том 2, л.д.13 том 4);
- одноэтажное кирпичное строение, назначение "проходная" (КПП) площадью 16,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 17, право собственности на него не зарегистрировано, состоит на учете Московского городского бюро технической инвентаризации, по сведениям технического паспорта здание 1961 г. постройки (л.д.18-20, 84 том 2, л.д.11 том 4);
- одноэтажное кирпичное здание площадью 137 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 18, право собственности на него не зарегистрировано, состоит на учете Московского городского бюро технической инвентаризации, по сведениям технического паспорта здание 1961 г. постройки (л.д.21-26, л.д.85-89 том 2, л.д.9 том 4);
- одноэтажное кирпичное здание площадью 92,4 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 19, право собственности на него не зарегистрировано, состоит на учете Московского городского бюро технической инвентаризации, по сведениям технического паспорта здание 1961 г. постройки (л.д.27-30, 90-94 том 2, л.д.10 том 4).
По решению Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 5 марта 1985 г. N578 указанный Архитектурный комплекс "Конюшни Л.А.Манташева" по ул.Скаковой, д.3 передан административному истцу на основании охранно-арендного договора N3з от 13 января 1993 г. с целью использования "под творческую базу, служебные и производственные помещения, срок аренды с 10 января 1993 г. по 1 января 2042 г." (л.д.137-140 том 4).
Решением Президиума Московского городского совета народных депутатов от 30 июля 1992 г. N84 комплекс зданий "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N176 объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского).
Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. N1215 объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." и земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект д.3/25, д.3, включены в границы охранной зоны N266.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." находится в собственности города Москвы, в частности на здание общей площадью 1007,4 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 1, зарегистрировано право собственности 28 июня 2001 г. запись о государственной регистрации права за N77-01/30-188/2001-4218; здание общей площадью 856,7 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 8, зарегистрировано право собственности 26 июня 2001 г. запись о государственной регистрации права за N77-01/30-188/2001-4217 (л.д.14-15 том 4).
В соответствии со статьёй 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Объект культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." не включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия, установленный Правительством Российской Федерации. Вследствие этого и на основании статьи 9.1 названного Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ осуществления полномочий по государственной охране объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." и земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект д.3/25, д.3, переданы органу государственной власти субъекта Российской Федерации - Департаменту культурного наследия города Москвы.
Распоряжением Правительства Москвы от 7 июля 2016 г. N339-РП постановлено передать в установленном порядке в собственность Российской Федерации здания объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, и здание площадью 672,4 кв.м. по адресу: г.Москва, проспект Ленинградский, д.25. Однако на момент рассмотрения дела судом переход права собственности на указанные объекты недвижимого имущества в установленном порядке не зарегистрирован и передача имущества не произведена.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и на момент рассмотрения настоящего спора в суде здания объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, и здание площадью 672,4 кв.м. по адресу: г.Москва, проспект Ленинградский, д.25, находятся в собственности города Москвы, полномочия по государственной охране объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." переданы Департаменту культурного наследия города Москвы.
Указанные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, в том числе представителем заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации Смирновой Л.Н.
Как следует из материалов дела, 15 июля 1993 г. между Правительством Москвы и Государственным театром классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (в настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва") заключен договор о предоставлении участков в пользование на условиях аренды за NМ-09-000198. Согласно пунктам 1.1, 1.3, 2.1 договора Правительство Москвы передало административному истцу земельный участок общей площадью 11923 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25, в долгосрочное пользование на условиях аренды. На участке расположены: здания и сооружения Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева; здание переменной этажности в 2-3 этажа, подлежащее сносу в 1995 г.; двухэтажное здание; пять одноэтажных зданий, подлежащих сносу в 1993 г. Земельный участок предоставлен - "для реконструкции зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева", строительства объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации. Приведенное описание целей использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем "разрешенным использованием". Период реконструкции зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" и строительства объектов театрального комплекса - 1993 - 2000 годы. Договор заключается на сорок девять (49) лет". При этом в пункте 4.1 договора предусмотрено, что "арендатор имеет право использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления, а также для строительства и эксплуатации зданий, сооружений, установок, подсобных помещений, проведения других работ, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта" (л.д.225-232 том 1).
Судом исследовался проект "Реконструкции конюшен Л.А.Манташева на Скаковой аллее, дом 3 с приспособлением под Государственный театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва". Из содержания проектной документации, её исходно-разрешительной документации (том 1), архитектурно-строительной части (том 2 в двух частях), проекта организации строительства (том 6) следует, что на спорном земельном участке предполагалось осуществить реконструкцию существующих зданий и строительство новых в три очереди: в первой очереди создание производственной базы с балетными репетиционными залами и малой сценой, для чего предполагалось восстановление справа корпуса 4 (репетиционный зал и репетиционный зал со зрительскими местами для просмотра спектаклей, а также административные и технические помещения), реконструкция главного 1 корпуса (главный зрительский вход с тамбуром и кассовым вестибюлем) и заднего 2 корпуса (помещения, обслуживающие сцену, уборные, комнаты ожидания, технические помещения); во-второй очереди создание многофункционального театрального комплекса, включающего большой зрительный зал и сцену, позволяющую проводить на ней балетные, оперные и другие театральные постановки, для чего предполагалось строительство большого зала на 1000 мест и сцены на месте перекрытого двора со вспомогательными помещениями; в третьей очереди строительство левого бокового корпуса N3 (репетиционный зал, оркестровый репетиционный зал, склад декораций, бутафории, мастерские, АТС, гардеробные и столовая) и благоустройство со стороны Ленинградского проспекта. Завершить строительство предполагалось к 2000 г. (л.д.32-51 том 2, л.д.149-155 том 3).
Таким образом, из содержания проектной документации однозначно усматривается, что на спорном земельном участке было запланировано реконструкция существующих зданий объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." и создание новых капитальных объектов недвижимости: на месте двора под металлическим перекрытием строительство зрительского зала на 1000 мест и сценой, с цокольным этажом, а в боковых частях - строительство левого бокового корпуса N3(репетиционный зал) и правового бокового корпуса N4 (репетиционный зал и репетиционный зал со зрительскими местами для просмотра спектаклей, а также административные и технические помещения). Из временных предполагалось размещение только бытовых помещений для нужд строительства - инвентарные контейнерного типа.
10 декабря 2014 г. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с пунктом 3.3 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, провела обследование спорного земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25, по результатам которого составлен акт N9090258 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно указанному акту от 10 декабря 2014 г. за N9090258 установлено незаконное размещение на земельном участке следующих объектов, обладающих признаками самовольного строительства:
- металлический ангар N1, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 8, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 12;
- металлический ангар N2, расположенный между зданием по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 1, и зданием по адресу г.Москва, ул.Скаковая, д.3, строение 13;
- некапитальное строение контрольно-пропускного пункта площадью 16,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 17;
- строительные бытовки и контейнеры (л.д.20-21 том 3, л.д.105-116 том 4).
Также на земельном участке расположен объект незавершенного строительства: металлический навес - конструкция каркаса Театра классического балета площадью около 1006 кв.м., который не обладает признаками самовольного строительства, поскольку установлен на земельном участке в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 15 июля 1993 г. за NМ-09-000198, изготовлен и смонтирован в соответствии с проектной документацией по договору N738 от 5 июня 2000 года и по договору N3КС-00 от 15 сентября 2000 г. (л.д.133-148 том 3).
При этом в акте обследования установлено, что здания и сооружения объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, используются сторонними организациями под офисные цели и размещение студий классического балета "Актер" на коммерческой основе.
Суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что указанные выше металлические ангары, контрольно-пропускной пункт, строительные бытовки и контейнеры не обладают признаками самовольного строительства.
Положения пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Как указывалось выше, по условиям заключенного договора аренды от 15 июля 1993 г. за NМ-09-000198 спорный земельный участок предоставлен административному истцу для реконструкции существующих зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева", а также строительства объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации, в период с 1993 г. по 2000 г. Согласно проектной документации, на спорном земельном участке предполагалась реконструкция существующих зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева", а также строительство новых капитальных объектов недвижимости: на месте двора под металлическим перекрытием строительство зрительского зала на 1000 мест и сценой, с цокольным этажом, а в боковых частях - строительство левого бокового корпуса N3 и правового бокового корпуса N4. Из временных сооружений предусматривалось размещение только бытовых помещений для нужд строительства - инвентарные контейнерного типа.
Спорные металлические ангары являются временными некапитальными строениями, их размещение на спорном земельном участке не предусмотрено договором аренды от 15 июля 1993 г. за NМ-09-000198 и проектной документацией. Указанные металлические ангары изготовлены и смонтированы на основании договора NМЦБ-07/00/94, заключенного 18 января 1994 г. между административным истцом и АОЗТ "Международный центр балета", по условиям которого подрядчик обязался изготовить и произвести монтаж ангара 1 и ангара 2 - помещений для хранения театрального реквизита и проведения репетиций (л.д.128-132 том 3). Согласно техническому заключению о состоянии конструкций ангаров, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "СтройРесурс" от апреля 2008 г., ангары являются одноэтажными металлическими не жилыми сооружениями, используемые в качестве складов и производственных помещений (л.д.87-93 том 3). На момент рассмотрения дела судом в ангарах выполнены работы по утеплению на основании государственного контракта NОАЭФ-2011/001 (л.д.55-60 том 3).
Более того, спорные металлические ангары расположены на земельном участке, входящем в зону охраны объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.". Так, приказом Росохранкультуры от 28 декабря 2010 г. N482 утверждены границы территории объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914 - 1916 гг., арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." Спорные ангары перекрывают двор между зданиями по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8. При этом ангар N2 частично расположен в зоне охраны объекта культурного наследия, а ангар N1 расположен на границе указанной зоны (л.д.25, 28 том 3). Указанные обстоятельства подтверждаются актом проведения плановой выездной проверки NП62/2015-382/15А, составленным 6 октября 2015 г. Департаментом культурного наследия города Москвы, согласно которому в ходе осмотра установлено размещение на территории объекта культурного наследия некапитальных сооружений временного характера: полукруглые металлические ангары, которые частично находятся на территории охраны объекта; строительные бытовки, грузовые контейнеры, что является нарушением статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Также установлено ненадлежащее состояние самого объекта культурного наследия "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.", чем нарушены положения статей 47.2, 47.3 названного Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ и статьи 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N26 "Об охране и использования недвижимых памятников истории и культуры". В результате проверки Департамент культурного наследия города Москвы пришел к выводу о нарушении административным истцом обязательных требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, требуется проведение работ по сохранению строений объекта и приведению территории объекта в надлежащий вид (л.д.52-71 том 2). Вследствие этого Департамент культурного наследия города Москвы выдал административному истцу предписание NП62/2015-382/15А от 6 октября 2015 г. об устранении допущенных нарушений, а именно: в срок до 1 октября 2016 г. разработать проектную документацию по реставрации и приспособлению объекта охраны для современного использования и выполнить работы по реставрации и приспособлению объекта; очистить территорию объекта охраны от некапитальных сооружений временного характера либо согласовать их размещение в установленном порядке в срок до 1 октября 2016 г. (л.д.72-75 том 2). Указанное предписание действует на момент рассмотрения дела судом, не оспорено административным истцом в судебном порядке.
Кроме того, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов истек срок для реконструкции зданий и сооружений объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." и строительства объектов театрального комплекса (с 1993 г. по 2000 г.), предусмотренный договором аренды от 15 июля 1993 г. NМ-09-000198. Условия по изменению сроков реконструкции и строительства объектов театрального комплекса, вида разрешенного использования спорного земельного участка сторонами не согласовывались и соответствующие изменения в договор аренды от 15 июля 1993 г. NМ-09-000198 не вносились.
Необходимо также отметить, что в соответствии с приказом Росохранкультуры от 28 декабря 2010 г. N482 утвержден также правовой режим использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия. Для территории объекта культурного наследия установлен режим использования земель историко-культурного назначения. Разрешается: реставрация, консервация, ремонт, приспособление памятника для современного использования, благоустройство территории, реконструкция инженерных сетей и дорог. Запрещается: снос памятника, строительство, изменение объемно-пространственных характеристик здания.
Таким образом, в настоящее время согласованное ранее проектное решение по реконструкции существующих зданий и сооружений объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г.", строительству объектов театрального комплекса и последующей их эксплуатации на спорном земельном участке (в утвержденных границах территории объекта культурного наследия) не может быть реализовано. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На основании изложенного металлические ангары обладают признаками самовольного строительства, предусмотренными пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, поскольку изначально возведены на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей.
Ссылки административного истца на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 февраля 2015 г. по делу NА40-170263/2014 являются необоснованными, так как указанное судебное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего административного дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д.201-203 том 2).
Как указывалось выше, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и на момент рассмотрения дела в суде здания и сооружения объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, а также здание площадью 672,4 кв.м. по адресу: г.Москва, проспект Ленинградский, д.25, находятся в собственности города Москвы. На другие здания - строения 12, 13, 17 18, 19 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, право собственности не зарегистрировано.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Спорные металлические ангары расположены частично на территории зданий и сооружений объекта "Ансамбль скаковых конюшен Манташева, 1914-1916 гг. арх. Веснины В.А. и А.А., инж. Измиров А.Г." по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 1 и строение 8, находящиеся в собственности города Москвы, частично на территории зданий строений 12 и 13 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, право собственности на которые не зарегистрировано. При этом на государственный кадастровый учет поставлен единый земельный участок площадью 11923 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25. С учетом приведенных обстоятельств и норм права, заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что металлические ангары расположены на земельном участке, государственная собственность на которое не разграничена.
Отсутствуют правовые основания и для размещения на спорном земельном участке строительных бытовок и контейнеров, поскольку на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов истек срок для реконструкции зданий и сооружений Архитектурного комплекса "Конюшни Л.А.Манташева" и строительства объектов театрального комплекса (с 1993 г. по 2000 г.), предусмотренный договором аренды от 15 июля 1993 г. NNМ-09-000198. Изменения в договор аренды относительно сроков реконструкции и строительства, вида разрешенного использования земельного участка, сторонами не вносились.
Как указывалось выше, на спорном земельном участке расположено одноэтажное кирпичное строение, назначение "проходная" (КПП) площадью 16,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, дом 3, строение 17. Адрес на указанное строение не зарегистрирован в Адресном реестре зданий и сооружений г.Москвы. Право собственности на строение также не зарегистрировано. По данным технической инвентаризации от 28 января 2015 г. строение - 1961 г. постройки, состоит из помещений: вахтерская, комната для отдыха и коридор; степень износа - 40%; разрешение на строительство отсутствует (л.д.18-20, 84 том 2, л.д.11 том 4). Из акта обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 10 декабря 2014 г. за N9090258 и приложенной к нему фототаблице усматривается, что указанное строение расположено на границе земельного участка, обшито сайдингом, используется административным истцом (л.д.108 том 4). Вместе с тем, согласно пункту 1.1 договора аренды от 15 июля 1993 г. NМ-09-000198 указанное одноэтажное сооружение подлежало сносу в 1993 г., так как являлось ветхим сооружением 1961 г. постройки. Какого-либо договора аренды на пользование данным имуществом с административным истцом не заключалось. При таких обстоятельствах данное строение не предоставлялось административному истцу для пользования и реконструкции, подлежало сносу в 1993 г., как ветхое сооружение 1961 г. постройки. Однако административный истец в отсутствии соответствующих разрешений произвел реконструкцию сооружения, что подтверждается приведенными сведениями технического паспорта (здание подлежало сносу, а на 2015 г. износ здания составил - 40%) и актом обследования от 10 декабря 2014 г. за N9090258. С учетом изложенного, заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что указанное сооружение было реконструировано административным истцом без наличия на то соответствующего разрешения, что в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отнесения данного строения к самовольному.
При таких обстоятельствах отнесение Правительством Москвы спорного земельного участка к числу земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, не противоречит законодательству и соответствует способам защиты и самозащиты гражданских прав, предусмотренных статьями 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему больную юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Москвы о признании недействующими:
- пунктов 1 и 1.4 постановления Правительства Москвы от 24 марта 2015 года N139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения пункта 521 в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков";
- пунктов 1 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в пункт 521 Перечня земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3), земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:64 по адресу: г.Москва, ул.Скаковая, Ленинградский проспект, д.3/25.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.