Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Тубденовой Ж.В.,
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Назимовой П.С.,
при секретаре Рычковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рабдановой Б.Ц. к Администрации МО "Кяхтинский район" о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье, предоставляемым детям-сиротам,
по апелляционной жалобе Рабдановой Б.Ц.
на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 14 апреля 2016 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела, выслушав пояснения истца Рабдановой Б.Ц., представителя Министерства социальной защиты населения РБ Тубчинова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Рабданова Б.Ц. просила признать незаконным отказ администрации МО "Кяхтинский район" в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать ответчика поставить истца на такой учет.
Требования основаны на том, что Рабданова Б.Ц., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - мать скончалась в ... году, отца она не имеет. С ... года над Рабдановой Б.Ц. установлена опека, опекуном назначен дедушка - Р., с ... года - тетя Б. После наступления совершеннолетнего возраста и до настоящего времени Рабданова Б.Ц. не обеспечена жильем, не состоит на учете по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. При обращении в орган опеки и попечительства МО "Кяхтинский район" истице было отказано в постановке на соответствующий учет, что препятствует реализации права на получение жилого помещения.
В суд первой инстанции Рабданова Б.Ц. не явилась. Ее представитель Игумнова Т.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО "Кяхтинский район" Спиридонов В.С. иск не признал.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ в суд не явился, направив письменные возражения на исковое заявление, в котором просил заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что до достижения 23-летнего возраста истица с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию района не обращалась.
Районный суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Рабданова Б.Ц. просит его отменить. Указывает, что ненадлежащее исполнение органом опеки и попечительства своих обязанностей лишило ее права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Рабданову Б.Ц. не проинформировали о наличии у нее права на получение жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На заседании судебной коллегии Рабданова Б.Ц. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Администрации МО "Кяхтинский район", будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явился.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Тубчинов А.В. возражал доводам жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановленного решения.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решение суда.
Из материалов дела видно, что Рабданова Б.Ц. родилась ... года, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать скончалась ... года, отца она не имеет.
Решением Президиума Кяхтинского районного Совета народных депутатов N ... от ... года над Рабдановой Б.Ц. была установлена опека, опекуном назначен ее дедушка Р., который умер ... года.
На основании постановления Кяхтинской районной администрации от ... года N ... опекуном Рабдановой Б.Ц. назначена Б., в семье которой проживала истица, обучалась в школе N ... г. " ... ".
С ... года Рабданова Б.Ц. обучалась в ГОУ " " ... "", в котором ей производились выплаты, в том числе социальная стипендия, установленная для детей-сирот.
Согласно справке Администрации МКУ МО "Мурочинское" Кяхтинского района РБ от ... года N ... Рабданова Б.Ц. зарегистрирована по адресу: " ... ".
Судом также установлено и следует из пояснений стороны истца, что в последующем Рабданова Б.Ц. проходила обучение во " ... ", после окончания которой обратилась в орган опеки и попечительства в г. Кяхта по вопросу обеспечения жильем, однако обращение оставлено без удовлетворения.
В ... года (в возрасте ... года) Рабданова Б.Ц. вновь обратилась в Администрацию МО "Кяхтинский район" по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где ей было разъяснено, что в настоящее время она не может быть признана нуждающейся в обеспечении жилой площадью по договору найма специализированного жилого фонда по причине достижения возраста 23 лет.
Обращаясь в суд и заявляя исковые требования, Рабданова Б.Ц. ссылается на то, что после наступления совершеннолетнего возраста и до настоящего времени она не была обеспечена жильем, не состоит на учете по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.
В судебном заседании установлено, что Рабданова Б.Ц. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Как следует из преамбулы Закона о дополнительных гарантиях и статьи первой названного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Жилищное законодательство предусматривает заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Правовое регулирование не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления самостоятельно, без заявления лиц указанной категории, осуществлять их постановку на данный учет.
Поскольку истица до указанного возраста не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, впервые обратилась с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста ( ... года), недееспособной истица не признана. Впервые о правах как лица указанной выше категории Рабданова Б.Ц. заявила в орган опеки и попечительства только в ... году. Правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия до обращения с заявлением в 2015 году, не может являться уважительной причиной, препятствующей ей встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Тубденова
Судьи: О.Л. Гимадеева
Судьи: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.