Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты Республики Калмыкия, поданному в интересах Б к Министерству социального развития, туда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 мая 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Элисты Республики Калмыкия в интересах Б обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование требований указал, что Бамбаева О.Х. является инвалидом третей группы с детства, по заключению врачебной комиссии N 1149 от 21 декабря 2015 года заболевание Б имеет код F-70, входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ней. С 9 сентября 2015 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма в списке под N 5674. С 3 февраля 2016 года Б состоит на учете в администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 505. Просил суд обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Б по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда, общей площадью 33 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 мая 2016 года исковые требования прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах Б к Министерству социального развития, туда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди удовлетворено. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Б вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 квадратных метров, с учетом права инвалида на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что предоставление жилого помещения Б из жилищного фонда Республики Калмыкия невозможно в связи с отсутствием специального правового регулирования, устанавливающего порядок обеспечения жильем такой категории граждан из жилищного фонда Республики Калмыкия, статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. Б в Министерство не обращалась, поэтому спора между ними не имеется. Полагает, что предоставление таким гражданам жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил того, что Б является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенном в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 3 февраля 2016 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, согласно действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
С такими выводами суда следует согласиться.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 17 Федерального закона о социальной защите инвалидов).
В силу пунктов 1, 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Из смысла приведенных положений законов в их взаимосвязи следует, что установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта РФ. Обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ.
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 12 мая 2015 года N 185 на Министерство социального развития, труда и занятости возложены полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, довод жалобы об отсутствии правовых оснований предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия необоснован.
Постановлениями Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 378, от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь.
Решением N 8 Элистинского городского собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем Очировой Ц.Х., с членами семьи собственника по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***. Решением Элистинского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2015 года Б признана недееспособной.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия N *** от 31 августа 2015 года, филиала Республике Калмыкия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Б, имеющая адрес преимущественного пребывания: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, в собственности объекты недвижимости не имеет.
Согласно заключению врачебной комиссии N 1149 от 21 декабря 2015 года Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер" Б страдает психическим заболеванием, которое имеет код заболевания F-70, она имеет право на внеочередное получение жилья на основании Постановления Правительства РФ N 378 от 13 мая 2006 года, имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ N 608 от 19 июня 2012 года.
Б состоит на учете в администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни с 3 февраля 2016 года под N 505.
Жилое помещение по договору социального найма, а также социальная выплата на приобретение или строительство жилья Б не предоставлялись.
Данные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Б имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади и возложил на Министерство обязанность по предоставлению жилого помещения.
Довод жалобы о том, что жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия предоставляются на основании Закона Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений", в котором отсутствует указание на предоставление жилых помещений по договорам социального найма такой категории граждан, к которой относится Б не может быть принят во внимание.
Действительно, категория инвалидов, к которым относится Б, не указана в Законе Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений". Однако принимая во внимание, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 года применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма является правомочием органов государственной власти субъекта РФ, отсутствие правового регулирования приведенной категории граждан, не может влечь нарушение прав Б на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда.
При наличии гарантированных жилищным законодательством прав инвалидов на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения, само по себе не обращение Б в Министерство не является основанием отмены оспариваемого решения.
Нельзя признать состоятельным довод о предоставлении таким категориям гражданам жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, как относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Другим категориям граждан предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение определенных категорий граждан жилыми помещениями.
Данных о том, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке была наделена государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.