Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - " ... " Котлярова В.П. по жалобе государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Волгоградской области Б.Е.Ф. на решение судьи Нехаевского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года,
установил:
21 апреля 2016 года постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Б.Е.Ф. N " ... " должностное лицо - " ... ") Котляров В.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере " ... "
Не согласившись с указанным постановлением, директор " ... " Котляров В.П. обратился с жалобой в Нехаевский районный суд Волгоградской области.
Решением судьи Нехаевского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора " ... "" Котлярова В.П. было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Б.Е.Ф. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, пояснения Котлярова В.П., полагавшего решение суда оставить без изменения, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьёй 5.27.1 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде или об охране труда.
Согласно статьи 11 Трудового кодекса РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, на основании ст.20 Трудового кодекса РФ, осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
В силу статьи 362 Трудового кодекса РФ, руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В порядке части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст.5 и 7 Закона Волгоградской области от 06 марта 2009 года N1862-ОД "Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области" регулирующего отношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений Волгоградской области, основными элементами систем оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области являются оклад (должностной оклад) работника, ставка заработанной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера, конкретные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников устанавливаются руководителем учреждения с учетом минимального оклада (ставки) по соответствующей профессиональной квалификационной группе, а также требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 декабря 2008 года N209-п "Об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области" (действовавшим на момент привлечения Учреждения к административной ответственности, утратившим силу 23 мая 2016 года) определены размеры базовых окладов по профессиональным группам работников государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области.
На основании указанного постановления Положением об оплате труда работников " ... "", утверждённым приказом N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры базовых (минимальных) окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры повышающих коэффициентов к базовым (минимальным) окладам по квалификационным уровням работникам учреждения. Согласно п.2.8 Положения, условия оплаты труда, включая базовый минимальный размер должностного оклада, выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются обязательными для включения в трудовой договор.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Волгоградской области, в связи с обращением работников " ... " о нарушении трудового законодательства, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка в " ... " расположенном в "адрес", с целью проверки соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проведения проверки установлено, что " ... "", в нарушение ст.135 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации, должностной оклад начислялся и оплачивался не в соответствии с условиями трудовых договоров, дополнительных соглашений к ним и не в соответствии с установленной системой оплаты труда, а по количеству отработанных работниками часов.
По данному факту 21 апреля 2016 года постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Б.Е.Ф. N " ... " директор " ... " Котляров В.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, М.Т.Д., Д.Л.Н., З.И.А., Г.Г.А., Ягубова Л.В., Я.Т.А. были приняты на работу в " ... " согласно штатного расписания, и с ними заключены трудовые договора, а впоследствии дополнительные соглашения, в которых оговорены условия оплаты труда, согласно Положения об оплате труда работников " ... " а также режим рабочего времени.
Из представленных материалов дела: трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним видно, что М.Т.Д., Г.Г.А., Ягубовой Л.В., принятых на работу в должности медицинской сестры палатной, установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере " ... ", выплат компенсационного и стимулирующего характера (л.д. 169, 171, 173); Д.Л.Н., З.И.А., принятых на работу в должности санитарки, установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере " ... ", выплат компенсационного и стимулирующего характера (л.д.161,167); Я.Т.А., принятой на работу в должности сестры-хозяйки, установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере " ... ", выплат компенсационного и стимулирующего характера (л.д.163).
Согласно приказа N " ... "-од от ДД.ММ.ГГГГ по " ... " введен суммированный учет рабочего времени для следующих категорий работников: медицинская сестра палатная, санитарки, повар, кухонный работник, сторож, оператор котельной с учетным периодом для медицинской сестры палатной, санитарки - 1 год. Порядок введения суммированного учета рабочего времени установлен правилами внутреннего распорядка.
На основании п.3.3 коллективного договора " ... " на 2015-2018 года, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, при круглосуточном режиме работы установлен суммированный учет рабочего времени для следующей категории работников: медицинская сестра палатная, санитарка, сторож, оператор котельной, повар, кухонный рабочий.
Пунктом 5.1 Правил внутреннего распорядка работников " ... "", являющегося приложением N " ... " к коллективному договору, согласованному с представительным органом - советом Трудового коллектива, установлено, что при круглосуточном дежурстве работа осуществляется согласно графика сменности.
Пунктом 5.8 Правил для работников из числа дежурного персонала (сторожа, операторы котельной, медицинские сестры палатные, санитарки) применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным календарному году.
С указанными локальными актами ознакомлены работники учреждения, в том числе М.Т.Д., Д.Л.Н., З.И.А., Г.Г.А., Ягубова Л.В., Я.Т.А.
Таким образом, работникам Учреждения, отработавшим установленные графиком часы работы, учет которых ведется в соответствии со ст.91 Трудового кодекса РФ, выплачивается заработная плата, установленная трудовым договором за фактически отработанное время в соответствии с действующей системой оплаты труда.
При этом, указанные работники осуществляли трудовую деятельность не по графику сменности, а нормальную продолжительность рабочего времени, согласно утверждённого производственного календаря, и начисление заработной платы производилось в виде фиксированного должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные условиями трудового договора.
Прекращая производство по делу в отношении должностного лица - директора " ... "" Котлярова В.П. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда с учётом вышеизложенного обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения директора " ... " Котлярова В.П. к административной ответственности
Таким образом, поданная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку выводы судьи основаны на действующем законодательстве и соответствуют имеющимся материалам дела.
Доводы государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Волгоградской области Б.Е.Ф. о том, что должностной оклад работникам начислялся и выплачивался не в соответствии с условиями трудовых договоров, дополнительных соглашений к ним и не в соответствии с установленной системой оплаты труда, суд вышестоящей инстанции находит несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела, Положением об оплате труда работников " ... ".
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Волгоградской области и отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Нехаевского районного суда от 27 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора " ... " Котлярова В.П., - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Волгоградской области Б.Е.Ф. - оставить без удовлетворения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.