Президиум Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Носова В.Н.,
членов президиума Апосовой И.В., Доможакова С.Н., Петровой Т.Л., Сиротинина М.П.,
при секретаре Амандус О.А.
рассмотрев по докладу судьи Петровой Т.Л. кассационную жалобу Канзычакова В.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 7 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Канзычакова В.Е. об оспаривании решения государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" об отказе в постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Канзычаков В.Е. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" (далее - ГКУ РХ "УСПН г. Абакана") от 16 декабря 2015 года N 1 об отказе в постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи, понуждении административного ответчика устранить допущенное нарушение закона и поставить его семью на учет как многодетную. Требования мотивировал тем, что с 12 мая 2014 года состоит в браке с Канзычаковой Н.А. В семье воспитываются трое несовершеннолетних детей: Канзычаков А.В., сын Канзычакова В.Е. от первого брака, Казакова А.Р., дочь Канзычаковой Н.А. от первого брака, Канзычакова М.В., совместный ребенок Канзычаковой В.Е. и Канзычаковой Н.А. Семья проживает совместно в жилом доме по адресу: "адрес" ведет общее хозяйство. Полагал, что его семья отвечает указанным в законе критериям многодетной семьи.
Решением Абаканского городского суда от 21 января 2016 года административный иск Канзычакова В.Е. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 7 апреля 2016 года вышеуказанное решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, Канзычаков В.Е. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 12 июля 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Хакасия.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Канзычакова В.Е., полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены.
Как следует из материалов дела, 12 мая 2014 года между Канзычаковым В.Е. и Казаковой Н.А. зарегистрирован брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Канзычакова.
В состав семьи административного истца помимо супруги входят дети: сын Канзычакова В.Е. -Канзычаков А.В., "данные изъяты" года рождения; дочь Канзычаковой Н.А. - Казакова А.Р., "данные изъяты" года рождения; общая дочь супругов Канзычакова- А.Р., "данные изъяты" года рождения.
Совместное проживание семьи Канзычаковых в вышеуказанном составе по адресу: "адрес" подтверждается справкой о составе семьи, и представителем административного ответчика не оспаривалось.
Решением ГКУ РХ "УСПН г. Абакана" от 16 декабря 2015 года N 1 Канзычакову В.Е. отказано в постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи со ссылкой на пункт 2 статьи1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия".
Разрешая требования административного истца об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции исходил из того, что основным условием для приобретения статуса многодетной семьи, проживающей на территории Республики Хакасия, является совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе троих и более детей в возрасте до 18 лет, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими, в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа административного ответчика в установлении статуса семьи Канзычаковых как многодетной и нарушении данным отказом права административного истца на получение предусмотренных законодательством мер социальной поддержки многодетных семей.
Отменяя решение Абаканского городского суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия"не предусматривает включение в состав многодетной семьи пасынков и (или) падчериц, не усыновленных и не находящихся под опекой (попечительством) супруга, не являющегося их родителем, и пришел к выводу о том, что Канзычаков В.Е. и его супруга Канзычакова Н.А. являются родителями только двоих несовершеннолетних детей каждый и несут родительские обязанности только по отношении к двум несовершеннолетним детям, в связи с чем семья Канзычаковых по смыслу Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия" не обладает правом на признание её многодетной и, соответственно, на получение мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям.
Однако с таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Подпунктами "а" и "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей ряд мер социальной поддержки.
Согласно преамбуле Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ) данным законом установлены меры социальной поддержки многодетных семей в целях создания условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей и улучшения демографической ситуации в Республике Хакасия.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ установлено, что многодетной семьей считается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая обучающихся в образовательных организациях дневной формы обучения любых организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) и принятых на воспитание в приемные семьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХв составе многодетной семьи при совместном проживании с родителями (или одним из родителей) учитываются дети, временно проживающие отдельно от родителей в связи с обучением в общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, до окончания образовательной организации, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу пункта 4 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ в число детей, учитываемых в составе семьи для признания ее многодетной, не включаются:дети, в отношении которых родители лишены родительских прав; дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением случаев временного пребывания (период реабилитации) ребенка из многодетной семьи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних на условиях полного государственного обеспечения.
Исходя из анализа вышеприведенных положений Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ, при определении статуса многодетной семьи, проживающей в Республике Хакасия юридически значимым является установление таких фактов как совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе троих и более детей в возрасте до 18 лет, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими. К числу детей многодетной семьи помимо родных детей относятся и временно проживающие отдельно от родителей в связи с обучением в общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, до окончания образовательной организации, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. К многодетным семьям отнесены также семьи, имеющие в своем составе усыновленных детей, находящихся под опекой (попечительством) и принятых на воспитание в приемные семьи.
Таким образом, дети, являющиеся родными (независимо от того, по отношению к кому из супругов: одному или обоим) и проживающие совместно одной семьей, включаются в состав многодетной семьи.
Толкование положений Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ, предложенное административным ответчиком, является ошибочным, поскольку допускает включение в состав многодетной семьи детей, находящихся под опекой у одного из супругов, но не допускает включения в состав семьи детей, родных одному из супругов.
Суд апелляционной инстанции также делает ошибочный вывод о том, что законодательством мачехи и отчимы не отнесены к родителям; обязанность отчима, мачехи содержать и воспитывать пасынка или падчерицу, если они не усыновили или не удочерили ребенка, действующим законодательством также не предусмотрена.
При этом судом апелляционной инстанции не учтено, что факт нахождения на иждивении может подтверждаться установлением иных, помимо наличия кровнородственных отношений, обстоятельств.
Пункт 4 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 2 октября 2008 N 43-ЗРХ не предусматривает исключения из состава многодетной семьи пасынков и падчериц.
Таким образом, при установленных судом обстоятельств совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитания, нахождения на иждивении у обоих супругов трех несовершеннолетних детей, дети супругов Канзычаковых, являющиеся родными одному из них, не могут исключаться из состава многодетной семьи.
При таких обстоятельствах судебное постановление суда апелляционной инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 7 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Канзычакова В.Е. об оспаривании решения государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана" об отказе в постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи отменить. Оставить в силе решение Абаканского городского суда от 21 января 2016 года
Председательствующий В.Н. Носов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.