Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Авериной Е.Г.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 июня 2016 года по исковому заявлению Измайлова З.Ж. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", Правительству Астраханской области о признании постановления незаконным в части, обязании восстановления в списках очередности, предоставлении жилого помещения,
установила:
Измайлов З.Ж. обратился в суд с иском, указав, что он является инвалидом второй группы по общему заболеванию, которое включено в перечень заболеваний, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", и которое дает право на внеочередное получение жилья. Кроме того, у него отсутствует собственное жилье, он зарегистрирован в "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО6 Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 22 октября 2015 года N 7213 он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи один человек, в связи с наличием тяжелого хронического заболевания. Однако, постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" N 524 от 2 февраля 2016 года ему было отказано в признании малоимущим, и он был необоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Считает, что нарушены его права, гарантированные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Астрахань" об отказе в признании малоимущим и снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, с даты первоначальной постановки его на учет, обязать Правительство Астраханской области предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства, общей площадью не ниже нормы предоставления.
В судебное заседание истец Измайлов З.Ж. не явился, о слушании дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика муниципального образования "Город Астрахань" ФИО7 исковые требования не признала.
Представитель ответчика Правительства Астраханской области ФИО8 возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении слушания дела не представил.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 7 июня 2016 года исковые требования Измайлова З.Ж. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 просила решение суда отменить в виду его незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права, указав, что Измайлов З.Ж. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, которое дает право на внеочередное получение жилья. Кроме того у него отсутствует собственное жилье. При постановке на учет Измайлова З.Ж. документы, подтверждающие его малоимущность, не требовались. Оснований для снятия истца с учета у администрации не имелось. Лицо, поставленное на учет по основанию наличия заболевания (заразная форма туберкулеза), не нуждается в дополнительном признании его малоимущим. Права истца не должны нарушаться, поскольку изменениями, внесенными в Закон Астраханской области, ухудшается положение истца, существовавшее до внесения таких изменений, в виду правовой неопределенности по вопросу возложения обязанности по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.
На заседание судебной коллегии Измайлов З.Ж., представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области не явились, о слушании жалобы извещены надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела не представили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав представителя ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования "Город Астрахань" ФИО9, представителя Правительства Астраханской области ФИО8, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Измайлов З.Ж. является инвалидом по состоянию здоровья. Состоял на регистрационном учете в жилом помещении, принадлежащем его сестре, по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
Согласно выписке из протокола N врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно с постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" Измайлов З.Ж. признан страдающим "данные изъяты" (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Измайлов З.Ж. обратился в администрацию муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 22 октября 2015 года N 7213 истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи один человек, по списку лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
В ноябре 2015 года администрацией муниципального образования "Город Астрахань" было предложено Измайлову З.Ж. представить документы для признания малоимущим.
23 декабря 2015 года жилищным управлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" было принято заявление Измайлова З.Ж. о признании малоимущим (состав семьи 1 человек) с представленными документами.
Постановлением администрации муниципального "Город Астрахань" N 524 от 2 февраля 2016 года Измайлову З.Ж. было отказано в признании малоимущим, истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также положений регионального законодательства, регулирующих порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон с учетом представленных доказательств дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права; при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая);в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем в Астраханской области отдельных категорий граждан регулируется Законом Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области".
Статьей 2 указанного Закона Астраханской области предусмотрен перечень лиц, которым предоставляется жилое помещение из государственного жилищного фонда Астраханской области.
На основании Закона Астраханской области от 6 ноября 2015 года N 75/2015-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области" внесены изменения в Закон Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", которые применяются к правоотношениям, возникшим с 13 мая 2015 года.
В соответствии с действующим законом Астраханской области лицам, больным "данные изъяты", предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда с учетом требований действующего жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закон Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер и осуществляется по месту жительства.
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит основания, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что доказательств, подтверждающих право Измайлова З.Ж. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к выше указанным положениям жилищного законодательства и закона Астраханской области, истцом и его представителем представлено не было, как не представлены сведения о том, что Измайлов З.Ж. в установленный законом порядке может быть признан малоимущим.
Доводы апелляционной жалобы о снятии Измайлова З.Ж. с учета органом местного самоуправления в одностороннем порядке с применением закона, ухудшающего его положение, являются несостоятельными и подлежат отклонению в связи с тем, что наличие заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылки жалобы на отсутствие необходимость в проверки нуждаемость и в признании лица малоимущим при принятии на учет по основаниям наличия заболевания, являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Поскольку истец обратился с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, то при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, повторяют правовую позицию истца и его представителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.