Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционную жалобу истца Абдулхамидова И. А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от "дата", которым постановлено:
" Абдулхамидову И. А. в удовлетворении иска к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании действий должностных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по отказу предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение-жилого помещения незаконными, обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему с учетом членов семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и признании "." Алигазиеву Д. А. "дата" г.р., "." АбдулхА. А. А., "дата" г.р., и "." Абдулхамидову М. А., "дата" г.р. членами его семьи отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Бухсаева А.Ф., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Абдулхамидов И.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по его иску к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании действия его должностных лиц по отказу предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения незаконными, об обязании предоставить ему с учетом членов семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и признании членами его семьи
"." Алигазиеву Д. А., "дата" г.р., "." АбдулхА. А. А., "дата" года рождения и Абдулхамидову М. А., "дата" года рождения.
В обоснование он сослался на то, "дата" обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РД с заявлением о представлении ему и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с тем, что он прослужил в "." в календарном исчислении более N, принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях до "дата". Служил в подразделениях ".", финансируемых за счёт средств федерального бюджета более N и уволен в связи с достижением предельного возраста ".". За годы прохождения службы жильем не был обеспечен, единовременную денежную выплату на приобретение жилья не получал.
В качестве членов своей семьи он указал супругу Абдулхамидову Х. И., "дата" г.р., сына Абдулхамидова А. И., "дата" г.р., сноху Алигазиеву Д. А., "дата" г.р., внучку АбдулхА. А. А., "дата"., внучку - Абдулхамидову М. А., "дата" г. "адрес" и внучекть членами его семьи, поскольку они живут одной семьей, имеют общий семейный бюджет, все расходы, в том числе на питание, одежду, оплату коммунальных и иные расходы производят из общего бюджета.
Письмом от "дата" N 03.2- 1374 Минстрой РД необоснованно отказал ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Абдулхамидов И.А просит отменить решение как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ, гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых на должностях, содержащихся из средств федерального бюджета, в календарном исчислении составляет 10 лет и более, предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения при условии принятия их органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до "дата"
в порядке, установленном Правительством РФ.
Данный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также условия его ведения предусмотрен постановлением Правительства РФ от "дата" N "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила N).
В силу подпункта "г" п. 6, абзаца 2 п. 7, п. 20, 21 Правил N орган местного
самоуправления принимает решение о постановке на очередь на получение жилых
помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в счет средств федерального бюджета в отношении лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях 15 лет или более в календарном исчислении, только после их увольнения со службы из указанных районов и местностей.
Следовательно, право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ, могут иметь
только г
раждане, уволенные со службы,
состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях до "дата" т
олько в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих N.
Из материалов дела следует, что Абдулхамидов И.А. не стоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, как сотрудник органа внутренних дел в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1054
"Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Решением администрации "адрес" города Махачкалы с "дата" он поставлен на учет
в общей очереди на улучшение жилищных условий за N.
Граждане, указанной категории,
вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, могут претендовать только на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда на условиях договоpa социального найма, а не за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что законодательством Российской Федерации определены критерии граждан- сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, при наличии которых они имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, ответчиком права Абдулхамидова И.А. не были нарушены, Минстрой РД правильно отказал ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Федеральному закону от "дата" N 342-ФЗ, и суд не нашел правовых оснований для удовлетворения его требований.
В связи с отказом иска в этой части обоснованно отказано и в иске о признании членами его семьи указанных в исковом заявлении лиц (снохи и внучек).
Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам" N 247-ФЗ определен круг
членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лиц, находящихся на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 1 названного закона к ним относятся:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) "." дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определение лиц, являющихся иждивенцами дается в п. 3 ст. 9 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом содержащееся в действующем законодательстве понятие "иждивенец" само по себе не тождественно понятию "член семьи" и предоставление иждивенцу тех или иных прав и социальных гарантий может быть и не связано с совместным проживанием с лицом, предоставляющим содержание (ст. ст. 1088, 1148 ГК РФ, ст. 43 Федерального закона N 3-ФЗ от "дата" "О полиции" и др.).
Как видно из материалов дела, сноха Абдулхамидова И.А. - Алигазиева Д. А. "дата" г.р., внучки АбдулхА. А. А., "дата" г.р. и Абдулхамидова М. А., "дата" г.р. не являются лицами, находящимся на полном его содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иным лицом, признанным иждивенцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Они члены семьи его сына, сноха трудоспособная, у внучек имеются родители, которые в силу ст.ст. 63, 80 Семейного кодекса РФ обязаны воспитывать и содержать своих детей.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абдулхамидова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.