Президиум Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Кулябова А.А.
и членов Президиума: Бугаенко Н.В., Астапова А.М.,
Войты И.В., Малашенкова Е.В.,
при секретаре: Настенко В.В.,
по докладу судьи
Красноярского краевого суда: Соснина Ю.А.,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Лебедевой С.Р. к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГУ 3 отдел Центрального регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, администрации "адрес" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") - Чаловской Е.В. на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2015 года
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Соснина Ю.А. от 17 июня 2016 года
УСТАНОВИЛ:
Лебедева С.Р. обратилась в суд с требованием о признании за ней в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Свои требования мотивировала тем, что с 09 января 2002 года и по настоящее время она работает в войсковой части 14058 в качестве гражданского персонала. С 02 августа 2002 года проживает в "адрес". Квартира предоставлена ей и членам её семьи - дочери Лебедевой А.И. на основании ордера N 915 от 20 августа 2002 года, выданного Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г. Красноярск-66. Военный городок, в котором находится указанная квартира, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. Квартира не является служебной, в приватизации она никогда ранее не участвовала, в связи с чем, имеет право на получение в собственность занимаемого жилого помещения, так как вселена в спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года постановлено:
"Исковые требования Лебедевой Светланы Романовны к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о приватизации жилья, удовлетворить.
Признать за Лебедевой С.Р., "дата" года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью 44,2 кв.м., с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2015 года решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 31 марта 2016 года, представитель ФГКУ "Центррегионжилье" - Чаловская Е.В. просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Для проверки доводов кассационной жалобы 20 апреля 2016 года гражданское дело истребовано в Красноярский краевой суд, куда поступило 10 мая 2016 года.
Определением судьи краевого суда от 17 июня 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.
Лебедева С.Р., ее представитель Матюшкин Д.А., представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", МКУ "Архив г. Енисейска", агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Президиума краевого суда не явились, в связи с чем на основании ст. 385 ГПК РФ Президиум краевого суда считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ФГКУ "Центррегионжилье" Барага В.И., Президиум Красноярского краевого суда находит принятые по делу судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения норм материального права были допущены судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности включен военный городок в г. Енисейске Красноярского края.
Постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N 386-п все жилые дома, расположенные на территории военного городка N, в том числе жилой "адрес", признаны служебными.
Лебедева С.Р. с 9 января 2002 года и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 14058 в качестве гражданского персонала.
Лебедевой С. И. и ее дочери Лебедевой С. Р. предоставлена квартира N в "адрес" основании ордера N от "дата", выданного Исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г. Красноярск-66 на основании решения исполкома поссовета депутатов трудящихся от 9 сентября 2001 года N 31, на состав семьи - 2 человека. В указанной квартире Лебедева С.И. зарегистрирована с 1 ноября 2003 года, фактически там проживает, несет бремя по содержанию жилого помещения. Её дочь - Лебедева (Зырянова) А.И. на регистрационном учете в спорной квартире не состоит, проживает по другому адресу, от участия в приватизации жилья отказалась.
В соответствии с постановлением администрации г. Енисейска от 18 ноября 2003 года, квартира "адрес" в которой проживает истец, признана служебной.
До 01 апреля 2011 года жилищный фонд закрытого военного городка N, расположенный в г. Енисейске, находился в ведении Красноярской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1871 на основании передаточного акта от 01 апреля 2011 года имущество, находящееся на балансе и ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района", в том числе жилые дома, расположенные на территории военного городка Енисейск-1, переданы ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N487-р военный городок N1 исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности.
По данным администрации города Енисейска жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" реестре городской казны не числится (справка от 23 октября 2014 года N1108). Как следует из выписки из реестра федерального имущества от 26 января 2015 года жилой "адрес" принадлежит в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.
Судами установлено, что Лебедева С.Р. в приватизации жилого помещения участия не принимала, иного жилья в собственности или по социальному найму не имеет.
Разрешая исковые требования Лебедевой С.Р. о признании за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что жилое помещение предоставлено Лебедевой С.Р. на основании решения органа местного самоуправления - исполнительным комитетом поселкового Совета народных депутатов г. Красноярск-66 на условиях социального найма, договор найма служебного жилья с Лебедевой С.Р. не заключался, ордер, на основании которого Лебедева С.Р. вселена в жилое помещение выдан органом местного самоуправления и не содержит записи, что является служебным. Учитывая, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N487-р военный городок N1 исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что занимаемое истцом жилое помещение к служебному жилищному фонду и жилищному фонду закрытого военного городка не относится, находится в федеральной собственности. Занимаемая истцом квартира в момент её предоставления являлась государственной собственностью и относилась к ведомственному жилищному фонду.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что Лебедева С.Р. ранее не принимала участия в приватизации, в квартире проживает более 10 лет, осуществляя все необходимые платежи, с момента её вселения в спорную квартиру и до настоящего времени требования о необходимости освобождения жилого помещения ей не предъявлялись, пришел к выводу о том, что жилое помещение предоставлено на условиях социального найма, в связи с чем истица обладает правом на приватизацию данной квартиры на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения, согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, указанные выводы основаны на неправильном применении положений действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение на условиях социального найма, так как квартира предоставлена истице органом местного самоуправления, ордер, на основании которого вселена истица в занимаемое жилое помещение, не содержит отметок о том, что он является служебным, договор найма служебного жилья с истцицей не заключался. Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о том, что несоблюдение установленного законом порядка включения жилого помещения в число специализированного жилищного фонда, влечет невозможность распространения на него правового режима служебного жилого помещения и является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Данные выводы основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и закреплено за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления, решение о его передаче в муниципальную собственность не принималось.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Лебедевой С.Р. и членам её семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, истица и члены ее семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось, спорное жилое помещение предоставлено Лебедевой С.Р. на основании ордера от 20 августа 2002 года N 915 после отнесения Постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N 386-п жилого дома, в котором расположено указанное жилое помещение, к служенному жилищному фонду.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение по адресу: Красноярский край, г. Енисейск - 4, ДОС, д. 12 кв. 79, включено в число служебных постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года N386-п, вселение в квартиру произведено в 2002 году после отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Решение о предоставлении спорного жилого помещения Лебедевой С.Р. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для признания за Лебедевой С.Р. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации не основаны на нормах материального права, в связи с чем постановленные по делу судебные решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2015 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий А.А. Кулябов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.