Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.,
судей Мухортовой Л.И., Харебиной Г.А.,
при секретаре Поповой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анникова Ю.В. к Муниципальному учреждению Управлению социальной политики администрации Губкинского городского округа о признании неправомерным отказа в назначении компенсаций за оплату жилого помещения и взноса на капитальный ремонт жилого помещения и возложении обязанности по перерасчету и назначению указанных компенсаций
по апелляционной жалобе Анникова Ю.В.
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 30 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения истца Анникова Ю.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Анников Ю.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом "данные изъяты" группы. 10.08.1998 им по договору купли-продажи была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: "адрес", при реализации федеральной целевой программы "Жилище" на основании жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, выданного Министерством обороны РФ взамен на занимаемое ранее муниципальное жилище и Постановления главы местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района от 24.07.1998 N 864, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он имеет право на льготы по оплате 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях; оплате 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. За все время проживания в данной квартире ему ежемесячно выплачивалась компенсация расходов по жилищно-коммунальным услугам в размере 50 %. 08.02.2016 из письменного ответа Управления социальной политики N 584/1-4 ему стало известно, что компенсация по оплате содержания жилого помещения ответчиком ему не назначается с января 2011 года, а компенсация взноса на капитальный ремонт с июля 2014 года в связи с тем, что занимаемая истцом квартира не относится к разряду приватизированного жилья. Вследствие чего, лица, проживающие в жилых помещениях, приобретённых по договору купли-продажи и иным гражданско-правовым договорам (мена, дарение, переход по наследству и др.), не отнесены к категории лиц, имеющих право на оплату в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения и 50 % взноса на капитальный ремонт.
Дело инициировано иском Анникова Ю.В. к Муниципальному учреждению Управление социальной политики администрации Губкинского городского округа, который с учетом уточнений просил признать незаконным отказ в предоставлении ему льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % и права на получение компенсации взносов на капитальный ремонт, как ущемляющим его имущественные и жилищные права инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, носящим дискриминационный характер по отношению к другим гражданам этой же категории, ранее самостоятельно приватизировавшими занимаемые муниципальные жилые помещения и получающим подобные льготы; признать за ним права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % и права на получение компенсации взносов на капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; возложить на ответчика обязанности по осуществлению перерасчета компенсации на оплату жилого помещения в размере 50 % занимаемой площади и выплате образовавшейся задолженности с февраля 2011 года по май 2016 года, осуществить перерасчет компенсации взноса на капитальный ремонт о выплате задолженности с июля 2014 года по май 2016 года, назначить компенсацию на оплату жилого помещения в размере 50 % занимаемой площади и компенсацию взноса на капитальный ремонт с 01 мая 2016 года.
В судебном заседании истец Анников Ю.В. исковые требования поддержал. В обоснование своей позиции сослался на то, что прекращение ответчиком УСП предоставления ему ежемесячной денежной компенсации в размере 50 % стоимости содержания жилого помещения является незаконным, поскольку принадлежащее ему жилое помещение хотя и было приобретено на основании договора купли-продажи, однако получено им как участником ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС за счет средств федерального бюджета, что указывает на фактическую безвозмездность приобретения данного жилого помещения и равноценно приватизации жилого помещения, в силу которой происходит бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Жилищный кодекс РФ не содержит такой категории жилищного фонда, как приватизированный жилищный фонд, соответственно в силу статей 19, 154 ЖК РФ льгота распространяется на всех собственников жилых помещений в доме.
Представитель ответчика Управления социальной политики администрации Губкинского городского округа в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением суда отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Анникова Ю.В. содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Меры, обеспечивающие социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены, в частности, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона, гарантируются оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 % со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Данное правовое регулирование предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, оплаты в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения в зависимости от формы собственности жилищного фонда введено со 02.12.1995 Федеральным законом от 24.11.1995 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с этим правовым регулированием данная льгота стала предоставляться гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, проживающим в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, хотя в первоначальной редакции указанного Закона гражданам гарантировалась оплата любой занимаемой жилой площади (п. 4 ч. 1 ст. 14).
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Из системного толкования приведенных положений законов следует, что возможность предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льготы по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения ставится в зависимость от формы собственности жилищного фонда, жилые помещения в котором занимают эти граждане. Поскольку в результате добровольной приватизации граждане бесплатно получают в собственность жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда, которые ранее занимали на условиях социального найма, то, по смыслу Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I, они имеют такое же право на указанные меры социальной поддержки, как и граждане, занимающие жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Как установлено судом первой инстанции, Анников Ю.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и инвалидом "данные изъяты" группы по увечью, полученному в период военной службы (бессрочно).
Как пояснил суду истец, ему в соответствии с Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, была предоставлена субсидия на основании жилищного сертификата серии N и постановления главы местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района от 24.07.1998 N 864 в размере "данные изъяты" рублей для приобретения жилья.
В связи с этим, 10.08.1998 между Анниковым Ю.В. (покупателем) и М. Л.М. (продавцом) заключен договор купли-продажи "данные изъяты" квартиры, полезной площадью "данные изъяты" кв. м, жилой площадью "данные изъяты" кв. м, находящейся по адресу: "адрес", принадлежащей продавцу на праве собственности на основании договора на передачу в собственность граждан квартир, удостоверенного в бюро по приватизации жилищного фонда 20.07.1998 от имени Губкинской территориальной администрации, зарегистрированного в БТИ г. Губкина.
На основании указанного договора купли-продажи 11.01.2009 за Анниковым Ю.В. было зарегистрировано право собственности на квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Ошибочность вывода суда об отсутствии доказательств в подтверждение предоставления указанной квартиры истцу как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не повлияла на правильность принятого по существу решения.
Таким образом, как верно установлено судом, для граждан, имеющих в собственности жилые помещения, относящиеся к частному жилищном фонду, право собственности на которые возникло не в результате приватизации жилых помещений, не предусмотрены льготы по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения в порядке п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I.
Указанная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 30.11.2015 N 18-КГ15-200.
Доводы автора жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 30 мая 2016 г. по делу по иску Анникова Ю.В. к Муниципальному учреждению Управлению социальной политики администрации Губкинского городского округа о признании неправомерным отказа в назначении компенсаций за оплату жилого помещения и взноса на капитальный ремонт жилого помещения и возложении обязанности по перерасчету и назначению указанных компенсаций оставить без изменения, апелляционную жалобу Анникова Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.