НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 29 июня 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" ФИО6, представителя административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО7, представителя административного ответчика Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО8, представителя заинтересованного лица Правительства Нижегородской области ФИО9, представителя заинтересованного лица министерства здравоохранения Нижегородской области ФИО3, представителей заинтересованного лица государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" ФИО4 и ФИО5, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" и административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" (далее - ООО "ФармОптТорг") обратилось в Нижегородский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указало о том, что в соответствии с оспариваемым Законом Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-3 "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" (далее - ГПНО "Нижегородская областная фармация") осуществляет полномочия в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному Правительством Нижегородской области органу исполнительной власти Нижегородской области в сфере здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи. Указанным Законом Нижегородской области ГПНО "Нижегородская областная фармация" предоставлены особые исключительные полномочия, которые обеспечивают данному субъекту преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, а именно возможность заключения с ним, как с единственным участником, контрактов с указанными медицинскими организациями без проведения конкурентной процедуры на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что влечет, по мнению административного истца, ограничение, недопущение и устранение конкуренции. Доказательств исключительности полномочий ГПНО "Нижегородская областная фармация" по предоставлению услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не представлено.
Как считает административный истец ООО "ФармОптТорг" оспариваемый Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-3 "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" противоречит Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частности пункту 6 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, а также Федеральному закону "О защите конкуренции".
В обоснование нарушения своих прав административный истец ООО "ФармОптТорг" указал в административном исковом заявлении о том, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, что подтверждается наличием у административного истца лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, а также видами экономической деятельности, осуществляемой административным истцом по ОКВЭД (том 1 л.д.12-14).
В процессе рассмотрения административного дела административный истец ООО "ФармОптТорг" представил суду дополнение к административному исковому заявлению, в котором в качестве основания для признания оспариваемого Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-3 "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" дополнительно указал на противоречие его положениям статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (том 3 л.д.127).
В уточненном административном исковом заявлении административный истец ООО "ФармОптТорг" указал о том, что просит признать Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" противоречащим Федеральному закону от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральному закону от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"; признать оспариваемый Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" не действующим полностью (том 3 л.д.213).
Так как административное исковое заявление, дополнение и уточнение к нему ООО "ФармОптТорг" поданы в порядке оспаривания нормативного правового акта, то судом в соответствии с положениями статей 208, 215 КАС РФ рассматривается требования административного истца о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области". Указание в просительной части административного искового заявления на противоречие Закона Нижегородской области федеральным законам суд рассматривает как указание на основания административного иска.
При рассмотрении дела в суде от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило исковое заявление о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" полностью и ходатайство о привлечении Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области к участию в деле в качестве административного соистца (том 3 л.д.158, 160-167).
Судом ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области удовлетворено, данное лицо привлечено к участию в деле в качестве административного соистца, о чем вынесено определение (том 3 л.д.214-216).
В административном исковом заявлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области указало о том, что пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" может применяться заказчиком в том случае, если на определенный рынок товаров и (или) услуг введено ограничение в виде государственной монополии на их оказание (их оборот) на территории Российской Федерации. При этом такие ограничения должны быть установлены соответствующими законодательными актами на территории Российской Федерации. То есть заказчик вправе заключать контракт с единственным поставщиком в случае наделения государственного предприятия полномочиями только в отношении тех видов деятельности (работ и услуг), которые в силу своих особенностей могут быть предоставлены только органами исполнительной власти или подведомственными им государственными учреждениями и предприятиями, на основании соответствующего закона. Услуги по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (за исключением оборотом наркотических средств и психотропных веществ) не относятся к специфической сфере, требующей ограничения доступа на данный рынок хозяйствующих субъектов. Такие услуги кроме ГПНО "Нижегородская областная фармация" могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами, обладающими соответствующими лицензиями на осуществление подобного вида деятельности. Исходя из анализа представленных организациями ответов на запрос Нижегородского УФАС России установлено, что ряд хозяйствующих субъектов обладают достаточными ресурсами и материально технической базой для оказания услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций и выразили готовность участвовать в закупке (проводимой конкурентным способом) по заключению государственного контракта на право оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций.
Аналогичная схема закупок признана незаконной решением Нижегородского УФАС России от 15.05.2015 по делу N N, которое оставлено без изменения решением и постановлениями арбитражных судов.
Указало, что оспариваемый Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как не предусматривает выбор поставщика конкурентным способом, при котором могут быть выявлены лучшая цена и лучшие условия, лишает потенциальных участников поставок лекарственных средств и медицинских изделий возможности принять участие в конкурсе, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" является признаком ограничения конкуренции. Оспариваемый Закон также противоречит части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как необоснованно ограничивает число участников закупок.
Административный истец Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области также указало в административном исковом заявлении о том, что им Законодательному Собранию Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде судом первой инстанции по результатам рассмотрения заявленных ходатайств к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены: Правительство Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация", которые с заявленными исковыми требованиями были не согласны (том 1 л.д.79в-79г, том 3 л.д.76-78).
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" ФИО6 и представитель административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО7 заявленные требования поддержали, просили поданные административные исковые заявления удовлетворить по указанным в них основаниям. Представитель административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на вопрос суда пояснила, что в отдельных субъектах Российской Федерации имеется похожая на нижегородскую система обеспечения лекарственными средствами лечебных учреждений через единого поставщика, но такая практика является незаконной, противоречащей законодательству о конкуренции.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО8 просила суд в удовлетворении административных исковых заявлений отказать.
Пояснила суду о том, что при принятии оспариваемого Закона Нижегородской области Законодательное Собрание Нижегородской области действовало в соответствии с Уставом Нижегородской области, а также Законом Нижегородской области от 01 марта 2011 года N25-З "О Законодательном Собрании Нижегородской области", в соответствии с которыми к основным полномочиям Законодательного Собрания относится осуществление законодательного регулирования.
Оспариваемый Закон Нижегородской области от 28 января 2016 года N13 "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" принят в рамках полномочий Законодательного Собрания Нижегородской области, предоставленных статьей 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях оптимизации системы обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан в Нижегородской области и своевременного и регулярного (не реже одного раза в квартал) обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Савинова Е.А. не согласилась с доводами административных истцов, указав, что решением УФАС по Нижегородской области от 15 мая 2015 года по делу N N, оставленным в силе решением и постановлениями арбитражных судов, было признано незаконным установление постановлением Правительства Нижегородской области от 17 декабря 2014 года N891 полномочий государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, так как такие полномочия могут быть установлены только законодательным актом. На данное обстоятельство как раз и указано в судебных актах арбитражных судов. По рассматриваемому делу полномочия единственного поставщика переданы государственному предприятию Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" законодательным актом - Законом Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З.
По мнению представителя Законодательного Собрания Нижегородской области довод административного ответчика УФАС по Нижегородской области о том, что пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" может применяться заказчиком только в том случае, если на определенный рынок товаров или услуг введено ограничение в виде государственной монополии на их оказание, является несостоятельным и не имеет нормативного обоснования. В силу части 1 статьи 24, статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривается возможность использования как конкурентных, так и неконкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена к полномочиям органа исполнительной власти. Из системного толкования статей 26.3, 26.11. Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается, в том числе создаваемыми государственными предприятиями субъекта Российской Федерации. Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" создано исключительно в целях осуществления полномочий Нижегородской области по организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями населения Нижегородской области и имеет специальную правоспособность при осуществлении своей деятельности.
Считает, что оспариваемый Закон Нижегородской области не противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-Ф3 "О защите конкуренции", так как самим Федеральным законом предусмотрены исключительные случаи возможного ограничения конкуренции, который и установлен статьей 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Перечисленные в части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-Ф3 "О защите конкуренции" запреты оспариваемым Законом не нарушаются. Оспариваемый Закон Нижегородской области не противоречит и положениям части 5 статьи 24 Федерального закона 05 апреля 2013 года N44-ФЗ, так как согласно части 1 статьи 24 данного Федерального закона, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также представитель Законодательного Собрания Нижегородской области обратил внимание суда на то, что в соответствии с оспариваемым Законом Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" является исполнителем комплексной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области и, в свою очередь, осуществляет закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий с использованием конкурсных процедур, принять участие в которых имеет возможность любой хозяйствующий субъект.
Административный ответчик Законодательное Собрание Нижегородской области представило в суд письменные отзывы и дополнение к отзыву на административные исковые заявления (том 1 л.д.83-86, л.д.99-101, том 3 л.д.232-238).
Представитель заинтересованного лица Правительства Нижегородской области ФИО9 просила в удовлетворении административных исковых заявлений отказать.
Указала, что оспариваемый Закон Нижегородской области принят полномочным органом с целью реализации полномочий, установленных пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и с учетом положений части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Полагает, что оспариваемый Закон Нижегородской области не противоречит положениям пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", который не может рассматриваться по отношению к оспариваемому Закону Нижегородской области как акт, имеющий большую юридическую силу, так как он не регулирует сходные правоотношения в связи с отсутствием в Законе Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" положений, регулирующих применение конкурентных способов осуществления закупки.
Также представитель заинтересованного лица Правительства Нижегородской области ФИО9 обратила внимание суда на то, что статья 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм о необходимости наличия исключительных полномочий у государственного предприятия, определенного в качестве единственного поставщика услуг. В части 3 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ содержится лишь требование о необходимости обоснования заказчиком нецелесообразности или невозможности использования иных способов определения поставщика. При подготовке и принятии оспариваемого Закона Нижегородской области была оценена необходимость и целесообразность наделения ГПНО "Нижегородская областная фармация" полномочиями единственного поставщика по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций, а также невозможности оказания указанной услуги негосударственными организациями.
Полагала, что оспариваемый административным истцом "ФармОптТорг" Закон Нижегородской области в отношении него не применялся; субъектом регулируемых Законом правоотношений административный истец так же не является, поскольку данный нормативный правовой акт не регулирует деятельность коммерческих организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, в сфере реализации (торговли) лекарственными препаратами (лекарственными средствами) права и интересы административного истца не затронуты.
В письменном отзыве представитель Правительства Нижегородской области ФИО9 указала, что постановлением Правительства Нижегородской области от 24.04.2013 года N274 утверждена государственная программа "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", в состав которой входит подпрограмма по совершенствованию системы лекарственного обеспечения. При реализации программы задачами государственных органов являются: бесперебойное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе, при изменении схем лечения и для ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение стабильности цен закупаемых лекарственных препаратов; обеспечение рационального использования лекарственных препаратов путем сокращения нереализованных остатков лекарственных препаратов и медицинских изделий; обеспечение безопасности и качества лекарственных препаратов; обеспечение "холодовой цепи"; обеспечение доступности лекарственных препаратов для жителей сельских малочисленных населенных пунктов. Возможности ГПНО "Нижегородская областная фармация" по реализации государственной политики в сфере лекарственного обеспечения были оценены по данным критериям и подтверждены следующим. Только ГПНО "Нижегородская областная фармация" имеет филиалы в 46 муниципальных образованиях Нижегородской области, "данные изъяты" аптечных учреждений. Для бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций необходимо ежедневно отправлять до "данные изъяты" тонн груза, что требует необходимых транспортных средств, в том числе, для грузов специального назначения (термоконтейнеры, рефрижераторы, изотермические фургоны). Необходимые ресурсы имеются только в ГПНО "Нижегородская областная фармация": "данные изъяты" транспортных средств ( "данные изъяты" автомобилей грузоподъемностью 1,5т, "данные изъяты" автомобилей грузоподъемностью 3,5т), в том числе "данные изъяты" транспортных средств для перевозки грузов специального назначения ( "данные изъяты" рефрижераторов с холодильными установками, "данные изъяты" изотермических фургонов). Имеется более "данные изъяты" кв.м. площадей складских помещений для приемки, хранения, сборки лекарственных средств и медицинских товаров, обеспечивающих уникальную возможность длительного срока хранения определенных групп товаров (бария сульфат более "данные изъяты" флаконов на 5-6 месяцев, фторотан "данные изъяты" флаконов на 3 месяца, гипс медицинский "данные изъяты" тонн на 6-7 месяцев и др.).
Закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения медицинских организаций само ГПНО "Нижегородская областная фармация" проводит конкурентными способами за счет собственных средств. В торгах могут участвовать любые хозяйствующие субъекты при условии их соответствия нормам действующего законодательства Российской Федерации. Консолидация закупок позволила увеличить количество участников торгов в 9 раз, привлечь к торгам производителей лекарств и увеличить их число в составе участников в 4 раза, обеспечить закупку лекарственных препаратов списка жизненно-важных лекарственных препаратов по ценам, ниже цен их регистрации производителем. Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий в медицинские организации осуществляется по их заявкам, независимо от наличия средств для оплаты.
ГПНО "Нижегородская областная фармация" является единственным предприятием в Нижегородской области, имеющим лицензии, позволяющие осуществлять обращение всех лекарственных средств: на оптовую торговлю; на фармацевтическую деятельность, на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III.
С использованием компьютерного оборудования и программных продуктов, предоставленных ГПНО "Нижегородская областная фармация" за счет собственных средств, медицинские организации в режиме "онлайн" имеют возможность видеть складские остатки, оперативно производить заказ и вести учет движения товарно-материальных ценностей.
Имеется возможность возврата неиспользованных лекарственных препаратов в ГПНО "Нижегородская областная фармация", что при прямых закупках лекарств медицинскими организациями у поставщиков было бы невозможно.
Только ГПНО "Нижегородская областная фармация" на территории Нижегородской области проводит 100% сплошной мониторинг качества каждой серии поступающих лекарственных препаратов, а также мониторинг побочных действий лекарственных препаратов в медицинских организациях на основе заключенного договора с Нижегородским областным центром контроля качества и сертификации лекарственных средств.
Лекарственное обеспечение сельских малочисленных населенных пунктов, в которых отсутствуют аптечные организации, проводится ГПНО "Нижегородская областная фармация" путем поставки лекарственных препаратов в 710 фельдшерско-акушерских пунктов центральных районных больниц.
Таким образом, по мнению представителя Правительства Нижегородской области, при подготовке и принятии оспариваемого Закона Нижегородской области была оценена необходимость и целесообразность наделения ГПНО "Нижегородская областная фармация" полномочиями единственного поставщика (том 3 л.д.105-116).
Представитель заинтересованного лица министерства здравоохранения Нижегородской области Коваленко Н.С. просила в удовлетворении административных исковых заявлений отказать. Полагает, что Закон Нижегородской области от 28.01.2016 N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" принят в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В письменных возражениях на административное исковое заявление ООО "ФармОптТорг" представитель заинтересованного лица министерства здравоохранения Нижегородской области министр здравоохранения Нижегородской области указал о том, что Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит нормы о необходимости наличия исключительных полномочий у государственного предприятия, определенного в качестве единственного поставщика услуг, в части 3 статьи 93 Закона содержится лишь требование о необходимости обоснования заказчиком нецелесообразности или невозможности использования иных способов определения поставщиков. Исходя из положений статей 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается, в том числе, создаваемыми государственными предприятиями субъекта Российской Федерации. ГПНО "Нижегородская областная фармация" имеет специальную правоспособность при осуществлении своей деятельности, ограниченную публичным собственником, создано именно в целях оказания населению Нижегородской области медицинской помощи и организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области. При принятии депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области оспариваемого Закона Нижегородской области была оценена необходимость и целесообразность наделения ГПНО "Нижегородская областная фармация" полномочиями единственного поставщика по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, а также невозможность оказания указанной услуги негосударственными организациями. Для реализации указанных целей только ГПНО "Нижегородская областная фармация" имеет соответствующие лицензии на все виды деятельности, позволяющие осуществлять обращение всех лекарственных средств, а именно: оптовую и розничную торговлю, фармацевтическую деятельность, включающую изготовление лекарственных форм, что позволяет государственному предприятию обеспечивать медицинские организации Нижегородской области лекарственными формами, не вырабатываемыми промышленностью, а также лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе на их распределение и уничтожение, что в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" является государственной монополией и может осуществляться только государственными предприятиями и учреждениями (том 3 л.д.196-199).
Представители заинтересованного лица государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" ФИО4 и ФИО5 просили в удовлетворении административных исковых заявлений отказать. Указали, что оспариваемый Закон не нарушает права, свободы и законные интересы ООО "ФармОптТорг", так как субъектами регулируемых отношений являются лица, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи. Одно только наличие у ООО "ФармОптТорг" (место нахождения г.Москва) лицензий на осуществление фармацевтической деятельности не наделяет ООО "ФармОптТорг" статусом субъекта правоотношений по обеспечению лекарствами медицинских организацией Нижегородской области, поскольку ООО "ФармОптТорг" не является лицом, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи.
ООО "ФармОптТорг" не являлось участником конкурса на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций на территории Нижегородской области, не являлось лицом, обратившимся с заявкой на участие в конкурсе, которому было отказано в допуске к участию в конкурсе. У ООО "ФармОптТорг" отсутствуют лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как отсутствие таких яицензий исключает возможность оказания услуг по обеспечению медицинских организаций Нижегородской области лекарственными средствами.
Также представители заинтересованного лица ГПНО "Нижегородская областная фармация" ФИО4 и ФИО5 указали в суде, что оспариваемый Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" не противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" прямо предусматривает возможность устанавливать федеральными законами случаи и основания ограничения конкуренции между субъектами, участвующими в экономических отношениях. В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" орган законодательной власти субъекта РФ вправе наделить полномочиями единственного поставщика орган исполнительной власти субъекта или подведомственное ему государственное предприятие, издав соответствующий законодательный акт, что и было сделано.
ГПНО "Нижегородская областная фармация", интересы которого они представляют, является подведомственным органу исполнительной власти Нижегородской области министерству здравоохранения Нижегородской области государственным предприятием, утвержденным Правительством Нижегородской области в целях осуществления приоритетных государственных задач в сфере охраны здоровья граждан для обеспечения оперативного и качественного снабжения медицинских и аптечных учреждений лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
ГПНО "Нижегородская областная фармация" обладает значительным объемом оборотных средств, позволяющим закупать за счет собственных средств необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия в объемах, требуемых медицинским учреждениям Нижегородской области, что позволяет обеспечить своевременное и бесперебойное снабжение медицинских учреждений Нижегородской области необходимыми лекарственными препаратами, в том числе и дорогостоящими. ГПНО "Нижегородская областная фармация" обладает необходимой материально-технической базой и лицензиями для обращения всех лекарственных средств. Иные организации, обладающие подобным набором лицензий, обеспечивающим осуществление всего цикла движения лекарственных средств и препаратов, на территории Нижегородской области отсутствуют.
При принятии оспариваемого Закона Нижегородской области и наделении ГПНО "Нижегородская областная фармация" полномочиями на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских учреждений Нижегородской области были соблюдены все предусмотренные регламентные требования, связанные с принятием указанных актов, и представлены доказательства целесообразности выбора ГПНО "Нижегородская областная фармация" в качестве единственного поставщика, а также невозможности оказания указанной услуги негосударственными организациями.
В отношении административного искового заявления УФАС по Нижегородской области представители заинтересованного лица государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" ФИО4 и ФИО5 указали, что УФАС по Нижегородской области фактически выступает в защиту интересов одного хозяйствующего субъекта - ООО "ФармОптТорг".
По мнению представителей УФАС по Нижегородской области неправильно толкует положения Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ошибочно полагая, что пункт 6 части 1 статьи 93 Закона может применяться заказчиком только в случае, если на определенный рынок товаров и (или) услуг введено ограничение в виде государственной монополии на их оказание, на оборот на территории Российской Федерации. В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" субъект Российской Федерации вправе наделить государственное предприятие, осуществляющее функции на территории указанного субъекта, полномочиями единственного поставщика по выполнению отдельных работ (оказанию услуг), издав соответствующий законодательный акт.
Довод УФАС по Нижегородской области о том, что схема закупок, предусмотренная оспариваемым Законом Нижегородской области, признана незаконной судебными актами, является несостоятельным. В деле N N рассматривалась законность предписания УФАС по Нижегородской области об отмене постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 года N891 "Об установлении полномочий государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация". При этом в Определении Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2016 года N N по указанному делу позиция Верховного Суда Российской Федерации сводится к тому, что именно законодательный акт субъекта Российской Федерации наделяет подведомственное органу государственной власти субъекта Российской Федерации предприятие полномочиями единственного поставщика.
Также пояснили в суде о том, что министерством здравоохранения Нижегородской области было проведено сравнение различных моделей лекарственного обеспечения (действующая модель, самостоятельная закупка лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими организациями, совместные закупки медицинских организаций с выбором логиста для хранения и доставки лекарственных средств). В результате установлено, что действующая модель лекарственного обеспечения в Нижегородской области имеет преимущества, в том числе по снижению стоимости закупаемых лекарственных средств, снижению бюджетных потерь на содержание персонала на закупки, на хранение, на отсутствие нереализованных остатков, по снижению сроков поступления лекарственных средств и медицинских изделий, по безопасности, по обеспечению наркотическими и психотропными средствами, обеспечению доступности лекарственных средств для жителей сельских малочисленных населенных пунктов.
Представили в суд письменное возражение на административное исковое заявление и письменные объяснения (том 1 л.д.119-121, том 3 л.д.129-133, 239-242).
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО10 в заключении предложила суду в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" и административного искового заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" отказать. Указала, что оспариваемый Закон Нижегородской области принят в установленном порядке полномочным органом в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" и административного искового заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области", заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ООО "ФармОптТорг" и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по настоящему делу оспаривается Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области".
В административном исковом заявлении ООО "ФармОптТорг" указало, что оспариваемым Законом Нижегородской области нарушаются его права как лица, обладающего лицензией на осуществление фармацевтической деятельности и занимающегося реализацией лекарственных средств.
В административном исковом заявлении Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области указало о том, что оспариваемый Закон Нижегородской области противоречит законодательству о конкуренции; в силу пункта 5.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов.
С учетом изложенного и положений части 1 статьи 208 КАС РФ административные исковые заявления судом были приняты к производству Нижегородского областного суда.
Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" подписан Губернатором Нижегородской области и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2016 года и в печатном издании газете "Нижегородские новости" N14(5730) от 09.02.2016 года.
Статьей 1 данного Закона предусмотрено, что он в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает полномочия государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" на оказание услуг, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 2 Закона определено, что государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляет полномочия в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному Правительством Нижегородской области органу исполнительной власти Нижегородской области в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи (пункт 1). Порядок организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному органу, определяется Правительством Нижегородской области (пункт 2).
Статьей 3 Закона установлено, что он вступает в силу со дня официального опубликования.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 2 данного Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что под термином: "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлены статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определены статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Именно пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указан в статье 2 оспариваемого Закона Нижегородской области в виде правового основания для его принятия.
Кроме того, подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе об организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта.
Пунктами 3-5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальных программ в сфере здравоохранения; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2015 года N858 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2016 год.
Согласно разделу 5 Программы за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета помимо прочего осуществляется финансовое обеспечение дополнительных объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой организациями, подведомственными органам исполнительной власти Нижегородской области, по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел XVI (подраздел II) Программы); обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Таким образом, Закон Нижегородской области от 28 января 2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" принят Законодательным Собранием Нижегородской области в пределах имеющейся у него компетенции, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Оценивая положения оспариваемого Закона Нижегородской области, суд полагает, что он не противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе и пункту 6 части 1 статьи 93 данного Закона.
Из положений пункта 6 части 1 статьи 93 указанного выше Федерального закона следует, что закупка услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями может осуществляться заказчиком у единственного поставщика, если такая закупка может осуществляться только государственным предприятием, полномочия которого на это установлены законодательным актом субъекта Российской Федерации.
Оспариваемым Законом Нижегородской области установлены такие полномочия для государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация".
При этом из материалов дела следует, что Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная формация" создано в целях организации оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, предусмотренной пунктами 21, 21.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и включает в себя организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями медицинских организаций, подведомственным министерству здравоохранения Нижегородской области, и определенных категорий граждан. Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, принимает участие в организации обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами и медицинскими изделиями (пункт 2.1 Устава ГПНО "Нижегородская областная фармация" в редакции от 22.01.2016 года).
Учредителем ГПНО "Нижегородская областная фармация" является Нижегородская область в лице министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (пункт 1.4 Устава).
Таким образом, ГПНО "Нижегородская областная фармация" в соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" входит в систему здравоохранения Нижегородской области и законодательным актом Нижегородской области наделено полномочиями по осуществлению единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных уполномоченному Правительством Нижегородской области органу исполнительной власти Нижегородской области в сфере здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи.
Представителями заинтересованного лица ГПНО "Нижегородская областная фармация" в подтверждение того обстоятельства, что ГПНО "Нижегородская областная фармация" наделена правовыми и фактическими возможностями по исполнению обязанности единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), представлены копии лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, копии документов о наличии помещений для хранения и реализации лекарственных средств и медицинских изделий, их перевозки (копии свидетельств о государственной регистрации права, паспортов транспортных средств) (том 1 л.д.124-221, том 2, том 3 л.д.1-67).
При этом суд не входит в обсуждение вопроса о целесообразности признания единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание услуг по обеспечению за счет всех источников финансирования лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области ГПНО "Нижегородская областная фармация", так как разрешение данного вопроса является прерогативой Законодательного Собрания Нижегородской области и не входит в полномочия суда.
Суд не может согласиться с доводами административных истцов о том, что положения пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" могут применяться заказчиком в том случае, если на определенный рынок товаров и (или) услуг введено ограничение в виде государственной монополии на их оказание (их оборот) на территории Российской Федерации; заказчик вправе заключать контракт с единственным поставщиком в случае наделения государственного предприятия полномочиями только в отношении тех видов деятельности (работ и услуг), которые в силу своих особенностей могут быть предоставлены только органами исполнительной власти или подведомственными им государственными учреждениями и предприятиями, на основании соответствующего закона.
Суд полагает, что пункт 6 части 1 статьи 93 указанного выше Федерального закона не содержит таких выводов. Данной нормой права субъекту Российской Федерации предоставлено право законодательным актом устанавливать единственного поставщика из числа органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, только которым будет реализовываться поставка определенных работ (услуг).
Суд также приходит к выводу о том, что оспариваемый Закон Нижегородской области не противоречит положениям статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениям статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", о чем указывали административные истцы, по следующим мотивам.
Действительно, частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Вместе с тем, частью 1 статьи 24 данного Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). То есть право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрено самим Федеральным законом. При этом, как указано выше, случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в статье 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ, в том числе в пункте 6 части 1 данной статьи.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 1 данной нормы права предусмотрено, что такой запрет вводится за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как указано выше, пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено право, в том числе субъекта Российской Федерации принять законодательный акт об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Суд также полагает, что оспариваемый Закон Нижегородской области не противоречит и статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. Соглашение или согласование таких действий Закон Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" не предусматривает.
Нижегородский областной суд также не может признать обоснованной ссылку административных истцов, как на основание удовлетворения заявленных требований, на решение Нижегородского УФАС России от 15.05.2015г. по делу N N, которое оставлено без изменения решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.09.2015 года по делу N N (оставлено без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу N). Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, а также решения Нижегородского УФАС России от 15.05.2015 по делу N N (том 1 л.д.37-40), основанием рассмотрения Нижегородским УФАС России дела N N явилось принятие Правительством Нижегородской области постановления от 17.12.2014 года N891 "Об установлении полномочий государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация", то есть иного нормативного правового акта, не являющегося законодательным актом Нижегородской области.
Суд также принимает во внимание и довод представителя Законодательного Собрания Нижегородской области о том, что в силу положений оспариваемого Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" ГПНО "Нижегородская областная фармация" является исполнителем комплексной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области и, в свою очередь, осуществляет закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий с использованием конкурсных процедур, принять участие в которых имеет возможность любой хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Законных оснований для удовлетворения требований, содержащихся в административном исковом заявлении общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" и административном исковом заявлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области", не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ФармОптТорг" и административного искового заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании не действующим Закона Нижегородской области от 28.01.2016 года N1-З "О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 04 июля 2016 года.
Судья областного суда М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.