Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кириллова К.А. в защиту Лукишина И.Г. на решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 14 апреля 2016 года в отношении генерального директора открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток" Лукишина И.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
16 ноября 2015 года в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивостока" проведена проверка по соблюдению законодательства о транспортной безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, о чём составлен акт проверки.
26 ноября 2015 года постановлением заместителя Приморского транспортного прокурора Ярченко Ю.В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО "Международный аэропорт Владивостока" Лукишина И.Г. по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО от 12 января 2016 года N ПТБ-АЭРО-12/01/2016/06 ВЛ генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Владивостока" Лукишин И.Г. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе защитник должностного лица просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Старжинского А.В., заключение старшего помощника Приморского транспортного прокурора Шайбековой Т.В. о законности постановления судьи прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствие со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектом транспортной инфраструктуры является юридическое лицо, являющееся собственником объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующее их на ином законном основании.
Как установлено материалами дела, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" осуществляет эксплуатацию и управление объектом транспортной инфраструктуры международный аэропорт города Владивостока (Кневичи), расположенным по адресу: "адрес", следовательно, является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности, нести ответственность за их несоблюдение.
Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Названные Требования разработаны в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (пункты 1, 3, 4).
Требования по обеспечению транспортной безопасности возлагают на субъектов транспортной инфраструктуры исполнение следующих обязанностей: разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС, положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС; проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска, перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения, совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; ограничить доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации; воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов); установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком: разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС, письменные обращения на выдачу постоянных и разовых пропусков должны заполняться на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений или помарок, письменные обращения на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск, выдавать пропуска любых установленных видов только при личном обращении владельца пропуска, осуществлять регистрацию фактов выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях, обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды; оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через КПП на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ, электронное документирование перемещения персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или из них (пункты 5.6.5, 5.6.6, 5.8, 5.11, 5.13, 5.15.1, 5.15.2, 5.15.3, 5.15.4, 5.20, 5.29, 5.31.4, 5.31.6, 5.31.7, 5.31.17, 5.31.20, 6.3.1, 6.3.9).
Проведённая в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" проверка выявила нарушения вышеизложенных обязанностей со стороны субъекта транспортной инфраструктуры.
Установленные нарушения полно отражены в акте проверки от 16 ноября 2015 года, составленном с участием руководителя службы авиационной безопасности ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Салькова И.Н. и им подписанном.
Невыполнение со стороны субъекта транспортной инфраструктуры установленных требований явилось основанием для возбуждения в отношении единоличного руководителя ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Лукишина И.Г. дела об административном правонарушении по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Соглашаясь с законностью привлечения Лукишина И.Г. к административной ответственности, судья обоснованно исходила из доказанности факта нарушения субъектом транспортной инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности и вины генерального директора общества, не надлежаще исполнявшего свои должностные обязанности, в неисполнении нормативных правовых актов.
Состоявшийся вывод согласуется с положениями части 1 статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях о том, что должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности и подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, заключениями о результатах оценки уязвимости, об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, приказом о вступлении в должность генерального директора ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Лукишина И.Г., документами, представленными обществом для проведения проверки (заявками на оформление разовых пропусков и др.), уставом ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и иными доказательствами по делу.
Все исследованные судьёй доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьёй 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изложенные в жалобе доводы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, не подтверждаются материалами дела. Между тем несогласие заявителя с выводами судьи районного суда и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы возложение на заместителя генерального директора ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Ларионова В.К. обязанности обеспечения обществом требований транспортной безопасности не исключает административную ответственность генерального директора Лукишина И.Г. за допущение нарушений.
Являясь единоличным исполнительным органом акционерного общества и обладая всей полнотой организационно-распорядительных функций, в объем которых входит, в том числе, и контроль за исполнением подчиненными лицами должностных обязанностей, Лукишин И.Г. несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение возглавляемым им обществом требований действующего законодательства. В свою очередь, он вправе применить к подчиненным лицам меры дисциплинарной ответственности.
Таким образом, обоснованность привлечения генерального директора ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Лукишина И.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением указанного выше наказания сомнений не вызывает, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Артемовского городского суда Приморского края от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника генерального директора ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Лукишина И.Г. - Кириллова К.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.