Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Сотникова И.А.,
судей Коничевой А.А., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Сошиловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ларцева Р.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2016, которым в удовлетворении требований Ларцеву Р.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения Ларцева Р.Н., судебная коллегия
установила:
"ДАТА" Ларцев Р.Н. обратился в Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г. Вологда) (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") с заявлением о принятии его и членов его семьи, включая супругу Ларцеву Г.Ю. и сына Ларцева М.Р., на учёт нуждающихся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Западрегионжилье" от "ДАТА" N ... Ларцеву Р.Н. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, в связи с утратой им статуса военнослужащего.
Оспаривая правомерность принятого решения, Ларцев Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ "Западрегионжилье", в котором просил признать решение от "ДАТА" N ... незаконным и обязать ответчика рассмотреть представленные им документы для постановки на данный учёт.
В обоснование требований Ларцев Р.Н. указал, что факт увольнения с военной службы не влечет за собой утрату права на получение жилья и не прекращает обязанность государства по обеспечению его жильём.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ларцев Р.Н., не приводя новых доводов, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Ларцев Р.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западрегионжилье" (территориальное отделение г. Вологда), заинтересованные лица Ларцева Г.Ю., Ларцев М.Р., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая заявленное Ларцевым Р.Н. требование, суд первой инстанции сделал вывод о правомерности принятого ФГКУ "Западрегионжилье" решения от "ДАТА" N ... об отказе в принятии Ларцева Р.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации.
С таким выводом соглашается и судебная коллегия ввиду следующего.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем законодатель установилкритерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 того же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, для реализации указанного права гражданин, уволенный с военной службы, должен на момент увольнения быть признан нуждающимся в жилом помещении. При этом решение о признании нуждающимся в жилом помещении федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ларцев Р.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с "ДАТА" по "ДАТА", его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет ... года, что подтверждается копией справки Военного комиссариата Вологодской области N ... от "ДАТА".
Согласно выписке из приказа командира ... дивизии противовоздушной обороны по личному составу N ... от "ДАТА" истец был уволен с военной службы в запас в связи с вступлением в законную силу приговора Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18.05.2015 о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершённое умышленно. В данном приказе указано о том, что Ларцев Р.Н. обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с которой правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ФГКУ "Западрегионжилье".
Суд первой инстанции, верно установив обстоятельства, имеющие юридическое значение и руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу о том, что решение ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является правомерным, поскольку Ларцев Р.Н. на момент подачи заявления о принятии его на учёт военнослужащим не являлся и не относился к числу лиц, перечисленных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые имеют право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Вопреки доводам Ларцева Р.Н. наличие у него военной выслуги более 20 лет не является достаточным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, административный истец (при наличии к тому оснований) вправе претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа местного самоуправления, а не через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ларцева Р.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Сотников
Судьи: А.А. Коничева
Е.Г. Медведчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.