Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Петраковой Н.П.,
судей - Апокиной Е.В., Денисюка О.Н.,
с участием прокурора Асташевского А.В.,
при секретаре Фокиной М.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Выгоничского района Брянской области на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 11 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Выгоничского района Брянской области, поданному в интересах Панкратовой М.Н. к Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области о признании за Панкратовой М.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления.
Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., объяснения Панкратовой М.Н., возражения ответчика - представителя Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области Вольфиной А.М., заключение прокурора Асташевского А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Выгоничского района Брянской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование требований ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований жилищного законодательства установлены нарушения жилищных прав Панкратовой М.Н., у которой ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: "адрес", произошел пожар, в связи с чем её семья (членом которой является сын Панкратов А.В.), лишилась единственного пригодного для проживания жилого помещения, в котором он с сыном зарегистрированы до настоящего времени. В связи с пожаром семья Панкратовых в настоящее время проживает по вышеуказанному адресу в нежилом помещении - бане без электричества и отопления. Панкратова М.Н. ДД.ММ.ГГГГ включена в список очередности на получение жилой площади по договорам социального найма в Сосновской сельской администрации. Ее семья является малообеспеченной. Однако, ответчик отказывает Панкратовой М.Н. в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, по причине отсутствия муниципального жилья и необходимых денежных средств в бюджете. По мнению прокурора, отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободного муниципального жилья и денежных средств в бюджете не является основанием для непредоставления Панкратовой М.Н. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем просит признать за Панкратовой М.Н. право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма; обязать Сосновскую сельскую администрацию предоставить Панкратовой М.Н. жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор Выгоничского района Брянской области Прохоренко Ю.С. просил удовлетворить исковые требования.
Панкратова М.Н. исковые требования также поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области Вольфина А.М. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований за необоснованностью.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 11 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурора Выгоничского района Брянской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, приняв по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области Вольфина А.М. указала на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, в связи с чем просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор и Панкратова М.Н. просили решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика - Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области Вольфина А.М. указала на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Панкратова М.Н. зарегистрирована со своим сыном Панкратовым А.В. по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в доме, расположенном по адресу: "адрес", произошел пожар. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N Отделения государственного пожарного надзора по Выгоничскому району.
В настоящее время Панкратова М.Н. вместе с сыном проживает в помещении бани, расположенной по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, исходи л из того, что Панкратова М.Н. малоимущей не признавалась и имеет в собственности земельный участок площадью 0,40 соток с хозяйственными постройками, а также выделенн ей дополнительно земельный участок площадью 0,6 соток.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ввиду неправильного применения норм материального права.
Исходя из положений ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Согласно материалов дела Панкратова М.Н. и её сын другого жилья, чем то, которое было уничтожено пожаром, не имеют и в настоящее время Панкратова М.Н. с составом семьи два человека стоит в очереди в Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской на получение муниципальной жилой площади по договорам социального найма, как малоимущая.
В соответствии с представленным Панкратовой М.А. актом экспертного исследования N от 07.04.2016г. помещение бани на земельном участке N по "адрес", в котором вынуждена проживать Панкратова М.А., является непригодным для проживания.
Из материалов дела также следует, что имущественное положение семьи Панкратовой М.А. не позволяет приобрести в собственность жилое помещение или привести сгоревшее имущество в состояние пригодное для проживания.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, а также вышеназванные положения Жилищного кодекса РФ и позицию Конституционного Суда РФ, судебная коллегия считает, что у суда не было оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку Панкратова М.А. относится к гражданам, которые имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Вывод суда первой инстанции о том, что у Панкратовой М.Н. в собственности имеется земельный участок и она не признана малоимущей, не может свидетельствовать об отсутствии у Панкратовой М.Н. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку Панкратова М.Н. лишилась жилища в результате наступления обстоятельств находящихся вне сферы её контроля, и не имеет возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что Панкратова М.Н. стоит в очереди в Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской на получение муниципальной жилой площади по договорам социального найма, как малоимущая.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 11 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Выгоничского района Брянской области, поданному в интересах Панкратовой М.Н. к Сосновской сельской администрации Выгоничского района Брянской области о признании за Панкратовой М.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и понуждении предоставить Панкратовой М.Н. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления - отменить.
Вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Выгоничского района Брянской области - удовлетворить.
Признать за Панкратовой М.Н. право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Обязать Сосновскую сельскую администрацию Выгоничского района Брянской области предоставить Панкратовой М.Н. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека, в черте Сосновского сельского поселения, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи Е.В. Апокина
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.