Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Шкилева П.Б.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожанова В.Н. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение нагрудным знаком "За работу без аварий" первой степени как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 17.03.2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры в отношении Кожанова В.Н. об отказе учесть награждение нагрудным значком "За безаварийную работу I степени" как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить Кожанову В.Н. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Кожанова В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия
установила:
Кожанов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что с (дата) работает в должности "данные изъяты", имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, награжден ведомственным знаком отличия в труде - нагрудным знаком отличия "За работу без аварий" I степени. Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда". Просит признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) (номер) об отказе учесть награждение нагрудным знаком отличия "За работу без аварий" I степени как ведомственным знаком отличия в труде и обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда", возложить судебные расходы на ответчика.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры, ссылаясь на существенное нарушение судом норм права, просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что социальное обеспечение в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Федеральным законом "О ветеранах" определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативно - правовыми актами субъектов РФ, а согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом не учтено, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются субъектом РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств. Полагает, что субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Закон ХМАО - Югры "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". Поэтому полагает, что отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7, п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, истец Кожанов В.Н. с (дата) по настоящее время работает в должности "данные изъяты" в "данные изъяты", имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости.
В соответствии с удостоверением (номер), на основании Постановления Правительства ХМАО (номер) от (дата), руководителем территориального органа управления транспортом истец был награжден значком "За работу без аварий" первой степени.
На основании протокола комиссии (номер) от (дата) Департаментом социального развития ХМАО-Югры истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку имеющийся у него указанный нагрудный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Решение суда об удовлетворении исковых требований обосновано выводом о том, что истец отвечает установленным законом критериям для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы сводятся к оспариванию возможности присвоения истцу звания "Ветеран труда" на основании указанного нагрудного знака.
В соответствии с нормами действовавшего ранее Примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий" (утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.1998 года N 98) нагрудным значком "За работу без аварий" награждаются водители автотранспортных средств предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, работающие без дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и производственной дисциплины. Неотъемлемым условием для награждения значком является также непрерывная работа водителя в данном предприятии (организации) в течение последних 3-х лет (п.1). Значок "За работу без аварий" устанавливается 3-х степеней (п.2). Ходатайство о награждении значком всех степеней возбуждается администрацией и профсоюзной организацией (или органом, ее заменяющим) предприятия (организации), в котором работает водитель, перед органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п.4). Решение о награждении вышеуказанным значком принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.5). Водителю, награжденному значком "За работу без аварий" любой степени, вручается удостоверение установленного образца (п.6).
В соответствии с указанным приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Постановлением Президиума Правительства Ханты - Мансийского автономного округа от 01.03.2000 года N 5-пп было утверждено аналогичное Положение о нагрудном значке "За работу без аварий". Им, в частности, предусмотрено, что решение о награждении вышеуказанным значком принимается постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа (п.5). Водителю, награжденному указанным значком любой степени, вручается удостоверение установленного образца (п.6).
В соответствии с указанным Постановлением Президиума Правительства ХМАО - Югры, Постановлением Правительства ХМАО от (дата) (номер) "О награждении" истец был награжден наградным значком "За работу без аварий" 1 степени, ему выдано соответствующие удостоверение.
Таким образом, нагрудный значок "За работу без аварий" является ведомственным знаком отличия, условия награждения которым в пределах своей компетенции были определены Министерством транспорта Российской Федерации, делегировавшим право награждения таким значком органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда" определен федеральным законодателем.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", такого ведомственного знака отличия в труде, как значок "За работу без аварий" первой степени, не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в п.п.2 п.4 ст.1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п.).
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у него права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 17.03.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Шкилев П.Б.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.