Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ениславской О.Л.
СУДЕЙ: Захаровой Л.В. и Дмитриевой Ю.М.
при секретаре Беридзе Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Н.О.Я. на решение Псковского городского суда Псковской области от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
" Н.О.Я. в исковых требованиях к Муниципальному предприятию города Пскова "Псковские тепловые сети" о признании незаконными действий по установке узла учета и признании установленного оборудования не соответствующим нормам коммерческого учета, отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения Н.О.Я. и представителя МП г.Пскова "ПТС" - О.С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.О.Я. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к МП г.Пскова "Псковские тепловые сети" о признании незаконными действий по установке узла учета горячего водоснабжения и признании установленного оборудования не соответствующим нормам коммерческого учета.
В обоснование требований истец указал, что он является собственником квартиры N в доме N по улице "****" в городе "****". В апреле 2015 года в данном многоквартирном доме был введен в эксплуатацию узел учета горячего водоснабжения, работы по установке которого были выполнены МП г.Пскова "Псковские тепловые сети". Однако эти действия произведены ответчиком незаконно, поскольку собственники помещений дома не были проинформированы о предстоящей работе по установке прибора учета горячей воды, договор на приобретение и установку оборудования с ними не заключался, что фактически свидетельствует о самовольности изготовления и монтирования указанного оборудования ответчиком. Сам установленный в доме прибор учета "Питерфлоу РС" не отвечает предъявляемым требованиям. В частности он выбран ответчиком произвольно без учета необходимой и достаточной для данного дома пропускной способности. Помимо датчика измерения потребляемой воды, данный прибор оснащен датчиком измерения тепловой энергии, обязанность по учету которой у собственников отсутствует. Прибор также включает в себя устройство по передаче данных, датчики температуры, давления и секундомер, необходимости в которых не имеется, при этом их наличие увеличивает стоимость оборудования. Кроме того, установленный прибор не применим в условиях высокой жесткости транспортируемой горячей воды. (л.д.20, 96)
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил удовлетворить заявленный иск, осуществив тем самым защиту его прав в судебном порядке.
Представители ответчика - МП г.Пскова "Псковские тепловые сети" исковые требования не признали. Указали, что с учетом требований Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предприятие в 2010 году направляло в адрес управляющей организации ООО "УО "Десятка Завеличье" технические условия на установку приборов учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Позднее, в целях исполнения требований ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ, МП г.Пскова "ПТС" разработало проект устройства узла учета на горячее водоснабжение спорного дома и произвело установку данного оборудования. Выполнение этих работ не требовало их согласования и заключения договора с собственниками. Смонтированное оборудование отвечает всем установленным требованиям, было подобрано исходя из проектной максимальной тепловой нагрузки на горячее водоснабжение, рассчитанной проектом строительства многоквартирного дома.
Третьи лица - Н.Г.А., Н.Р.О. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица - ООО "УО "Десятка Завеличье" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н.О.Я. просит об отмене состоявшегося судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Мотивируя позицию, указывает на то, что установленный узел учета по своим техническим характеристикам не применим для коммерческого учета горячей воды, поскольку не соответствует требованиям "Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N776.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное решение.
Согласно ч.3 и 4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. При этом он обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Данными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006г., предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В свою очередь, положениями ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 01 июля 2013г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу
обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
По данному делу установлено, что истец является собственником квартиры N в доме N по ул. "****" в г. "****".
Управление данным многоквартирным жилым домом, на основании соответствующего договора от 01.08.2008г., осуществляет ООО "Управляющая организация "Десятка Завеличье".
Во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ МП г.Пскова "ПТС" в мае 2010 году направило управляющей компании технические условия на установку приборов учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, а в июле 2014 года предложение по установке общедомовых приборов учета, в котором помимо прочего было указано, что в случае неисполнения собственниками помещений дома в установленный законом срок обязанности по оснащению дома общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов МП г.Пскова "ПТС" будет обязано обеспечить оснащение дома соответствующим прибором учета, а собственники - возместить расходы на его установку по фактическим затратам предприятия.
Собственники помещений в установленные сроки обязанность по оснащению дома соответствующим прибором учета не исполнили.
Оценив изложенные обстоятельства, применительно к вышеприведенным нормам права, пришел к обоснованному выводу о том, что действия ресурсоснабжающей организации МП г.Пскова "ПТС" по установке общедомового прибора учета на систему горячего водоснабжения являлись законными.
При этом правильно указывалось на то, что выполнение ответчиком этих работ явилось в данном случае следствием бездействия самих собственников помещений дома, которые не обеспечили оснащение дома требуемым оборудованием, не реализовав тем самым свое право на самостоятельный выбор как самого этого оборудования, так и подрядной организации.
С учетом этого доводы истца о том, что вопреки требованиям п.п.9 и 10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ МП г.Пскова "ПТС" не согласовало установку узла учета с собственниками и не заключило соответствующий договор несостоятельны. Они основаны на неверном толковании данных положений Закона.
Что касается позиции истца относительно несоответствия установленного оборудования нормам коммерческого учета горячей воды, то она также обоснованно получила критичную оценку, соглашаясь с которой, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".
В силу п.7 ст.19 последнего Закона коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с учетом требований технических регламентов.
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В частности пунктом 12 данных Правил N 1034 установлено, что в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета. (пункт 17 Правил)
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. (пункт 14 Правил)
В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. (пункт 24 Правил)
В свою очередь, Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (п.1), определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения, договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Данными Правилами также установлено требование о соответствии прибора учета для целей коммерческого учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и предусмотрено, что проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий.
При этом определено, что эксплуатация узла учета включает снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета.
Из материалов настоящего дела следует, что устройство узла учета на горячее водоснабжение в д. N по ул. "****" в г. "****" было осуществлено на основании соответствующего проекта, разработанного МП г.Пскова "ПТС" с учетом технического задания на выполнение работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на отопление и горячее водоснабжение в МКЖ г.Пскова.
Указанным проектом был предусмотрен монтаж узла горячего водоснабжения с приборами учета тепловой энергии и теплоносителя в точке подключения системы горячего водоснабжения дома к тепловой сети.
В качестве приборов учета проектом были определены: расходомер электромагнитный "Питерфлоу РС", тепловычислитель, датчики температуры и давления. Наряду с этим была предусмотрена установка комплекта связи для передачи данных с тепловычислителя в центр сбора информации энергоснабжающей организации.
В соответствии с актом от 30.04.2015 узел коммерческого учета горячего водоснабжения в жилом доме N по ул. "****" в г. "****" допущен в эксплуатацию с 01.05.2015.
13.11.2015 составлен акт приемки выполненных работ с участием представителя Управления строительства и капитального ремонта Администрации г.Пскова.
В рамках данного дела никаких объективных и убедительных доказательств того, что установленное оборудование не соответствует необходимым требованиям и вообще не предназначено для учета тепловой энергии в составе поданной горячей воды и не может быть использовано по данному назначению, о чем было заявлено в суде апелляционной инстанции, истцом не представлено.
Те доводы, которые были приведены Н.О.Я. в иске и в суде 1 инстанции, были признаны несостоятельными по основаниям, подробно и мотивировано изложенным в судебном решении.
Так, в частности, согласно объяснениям представителя ответчика, которые ничем не опровергнуты, диаметр подающего и циркуляционного трубопроводов, а соответственно диаметры запорной арматуры и тип расходомера были подобраны с учетом проектной максимальной тепловой нагрузки на горячее водоснабжение, рассчитанной проектом строительства многоквартирного дома.
Установка комплекса связи для дистанционной передачи данных не противоречила требованиям соответствующих Правил, а, кроме того, это дополнительное оборудование было установлено за счет МП г.Пскова "ПТС".
Указание в руководстве по эксплуатации прибора "Питерфлоу РС" на то, что при возможности выпадения осадка в измеряемой среде, расходомер необходимо периодически промывать с целью устранения отложений, само по себе не подразумевает невозможность использования этого оборудования при существующей степени жесткости воды в г.Пскове.
При таких обстоятельствах в их совокупности судебная коллегия признает решение суда 1 инстанции об отказе в удовлетворении иска в целом законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 14 апреля 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.О.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Л.Ениславская
Судьи: Л.В.Захарова
Ю.М.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.