НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород "13" мая 2016 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - ФИО1,
представителя администрации города Арзамаса Нижегородской области - ФИО2,
представителя Арзамасской городской Думы Нижегородской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Арзамаса Нижегородской области о признании не действующим в части Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий города Арзамаса Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 26 февраля 2016 года N 12,
УСТАНОВИЛ:
26 февраля 2016 года Арзамасской городской Думой Нижегородской области (деле также - Арзамасская городская Дума) принято решение N 12 "Об утверждении порядка принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий города Арзамаса Нижегородской области (далее также - решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12, Порядок).
Решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12 опубликовано в газете "Арзамасские новости" от 1 марта 2016 года N 16 (3781).
Пунктами 2.2, 3.2, 4.1 Порядка предусмотрено, что:
решение о создании муниципального предприятия принимается Арзамасской городской Думой по представлению главы администрации города Арзамаса.
решение о реорганизации муниципального предприятия принимается Арзамасской городской Думой по представлению главы администрации города Арзамаса.
решение о ликвидации муниципального предприятия принимается Арзамасской городской Думой по представлению главы администрации города Арзамаса.
Администрация города Арзамаса Нижегородской области (далее также - администрация города Арзамаса, администрация) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими пункты 2.2, 3.2, 4.1 Порядка.
В обоснование заявленных требований администрация города Арзамаса указывает на то, что оспариваемые положения решения Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12 противоречат статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункту 6 части 1 статьи 30, пункту 6 части 3 статьи 43 Устава города Арзамаса Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30 июня 2006 года N 65 (далее также - Устав города Арзамаса), а также нарушают права администрации, ограничивая ее в принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Арзамасская городская Дума представила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации города Арзамаса ФИО2 просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Арзамасской городской Думы ФИО3 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО1, полагавшей необходимым административное исковое заявление администрации города Арзамаса удовлетворить, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из пункта 1.6 Порядка усматривается, что администрация города Арзамаса является субъектом правоотношений, регулируемых решением Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12, при этом администрация полагает, что пунктами 2.2, 3.2, 4.1 Порядка нарушены ее права, законные интересы и компетенция в области управления муниципальной собственностью.
Учитывая изложенное, администрация города Арзамаса на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющего государственные гарантии его осуществления, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Проанализировав указанные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ во взаимосвязи с нормами статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 30 Устава города Арзамаса, решения Арзамасской городской Думы от 11 марта 2010 года N 33 "О Положении об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, Регламенте Арзамасской городской Думы Нижегородской области (новая редакция)", оценив представленные в материалы дела доказательства, включая выписку из протокола 11-го заседания Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года, суд приходит к выводу о том, что решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12, являющееся нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, принято как в пределах полномочий муниципального образования город Арзамас, так и в соответствии с компетенцией Арзамасской городской думы, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Так, решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12 было принято на заседании, на котором имелся кворум для принятия решений большинством голосов от установленной численности депутатов и опубликовано в официальном печатном издании (газета "Арзамасские новости").
Проверив решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено подпунктами 1, 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее также - Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ), собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия, при этом функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Таким образом, федеральное законодательство не определяет конкретный орган местного самоуправления, который, выступая от имени муниципального образования, уполномочен осуществлять права собственника муниципальных предприятий и принимать решение об их создании, реорганизации и ликвидации, а корреспондирует решение этого вопроса к актам, устанавливающим статус органов местного самоуправления.
Перечень вопросов, которые находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, определен частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Одновременно частью 11 указанной статьи предусмотрено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу положений ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Уставом города Арзамаса предусмотрено, что в исключительной компетенции Арзамасской городской Думы находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий (пункт 6 части 1 статьи 30).
При этом ни Уставом города Арзамаса, ни вышеприведенными нормами федеральных законов, регулирующих спорные правоотношения, а равно Уставом Нижегородской области и законами Нижегородской области полномочия представительного органа муниципального образования (Арзамасской городской Думы) по принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий не предусмотрено.
Не отнесены к компетенции Арзамасской городской Думы полномочия по принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и в акте, определяющем статус представительного органа, - в Положении об Арзамасской городской Думе, утвержденном решением Арзамасской городской Думы от 11 марта 2010 года N 33.
Напротив, в соответствии с положениями Устава города Арзамаса:
администрация города Арзамаса является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Арзамаса (часть 1 статьи 41);
в рамках осуществления полномочий в области управления муниципальной собственностью администрация города Арзамаса осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий (пункты 1, 6 части 3 статьи 43);
функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий, создаваемых муниципальным образованием город Арзамас, осуществляет администрация города Арзамаса (часть 1 статьи 54).
Аналогичные полномочия администрации города Арзамаса закреплены в статьях 17, 20 Положения об администрации города Арзамаса Нижегородской области и ее структуре, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 28 мая 2010 года N 39.
Из изложенного следует, в силу положений Устава города Арзамаса, являющегося актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющего прямое действие и применяющегося на всей территории муниципального образования город Арзамас, во взаимосвязи с приведенными выше нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также актами, определяющими статус органов местного самоуправления города Арзамаса, органом местного самоуправления, уполномоченным от имени муниципального образования город Арзамас как собственника имущества созданных данным публично-правовым образованием муниципальных предприятий на осуществление в отношении них функций и полномочий учредителя, включая принятие решения об их создании, реорганизации и ликвидации, является администрация города Арзамаса.
Следовательно, при имеющемся нормативном правовом регулировании спорных правоотношений, установленном как на федеральном уровне, так и на уровне муниципального образования город Арзамас, Арзамасская городская Дума относить к своим полномочиям принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий была не вправе, поскольку принятие таких решений относится к исключительной компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Арзамаса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 2.2, 3.2, 4.1 Порядка не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статьям 113, 114, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, статьям 35, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьям 30, 41, 43, 54 Устава города Арзамаса, а также нарушают права и законные интересы административного истца как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Арзамаса, обладающего собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области управления муниципальной собственностью, включая осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Арзамаса, создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий, но ограниченного в силу оспариваемых положений в возможности по их реализации.
Учитывая изложенное, заявленные администрацией города Арзамаса требования подлежат удовлетворению, а пункты 2.2, 3.2, 4.1 Порядка - признанию не действующими.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления доводы Арзамасской городской Думы со ссылкой на положения Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава города Арзамаса, а равно объяснения ее представителя, данные в судебном заседании, поскольку они выводов суда не опровергают и о соответствии пунктов 2.2, 3.2, 4.1 Порядка вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствуют.
Действительно, Арзамасская городская Дума как представительный орган муниципального образования вправе определять порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, однако полномочиями по принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий в силу приведенных выше норм действующего законодательства она не наделена.
По этим же основаниям суд отклоняет как несостоятельные ссылки административного ответчика на то обстоятельство, что в соответствии с пунктами 2.2, 3.2, 4.1 Порядка Арзамасская городская Дума принимает указанные решения по представлению главы администрации города Арзамаса. Как указано выше, к компетенции администрации города Арзамаса относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий, а не внесение представлений для принятия по этим вопросам решений Арзамасской городской Думы.
Определяя дату, с которой пункты 2.2, 3.2, 4.1 Порядка подлежат признанию не действующими, суд, принимающий во внимание пояснения представителя административного ответчика, данные в судебном заседании, о том, что на основании оспариваемого нормативного правового акта решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий Арзамасской городской Думой до настоящего времени не принимались, приходит к выводу о том, что указанные нормы подлежат признанию не действующими с момента их принятия.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Арзамасскую городскую Думу обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором было опубликовано решение Арзамасской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 12, - в газете "Арзамасские новости".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации города Арзамаса Нижегородской области - удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия пункты 2.2, 3.2, 4.1 Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий города Арзамаса Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 26 февраля 2016 года N 12.
Обязать Арзамасскую городскую Думу Нижегородской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Арзамасские новости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда М.С. Сорокин
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.