Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дмитриева Л.Ю. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2016 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Дмитриева Л.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2016 года индивидуальный предприниматель Дмитриев Л.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Дмитриев Л.Ю. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие события инкриминируемого правонарушения и процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу.
Проверив материалы дела, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Дмитриева Л.Ю., извещенного надлежащим образом (почтовое отправление разряда "Судебное", высланное по указанному Дмитриевым Л.Ю. в жалобе адресу: "адрес" возвратилось в суд по истечению срока хранения", выслушав мнение представителя административного органа Хасанова И.М. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 14 этого же Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности установлен Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Согласно пункта 6 указанных Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 декабря 2014 года N 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
3 марта 2016г. проведена проверка этапа строительства объекта капитального строительства "данные изъяты".
Согласно информации Минстроя Чувашии застройщиком объекта является ИП Дмитриев Л.Ю., которому администрацией г. Чебоксары 24 декабря 2015 года выдано разрешение N на строительство объекта капитального строительства "данные изъяты" Строительно - монтажные работы осуществляются по проектной документации, имеющей положительное заключение негосударственной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГг., выданной "данные изъяты".
28 марта 2016г. на основании представленной Министерством строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства ЧР информации, в отношении ИП Дмитриева Л.Ю. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
ИП Дмитриевым Л.Ю. представлена проектная документация на строительство объекта капитального строительства "данные изъяты", расположенного по "адрес"".
П.5.1 Раздела "Охрана окружающей среды" проектной документации установлено, что в результате строительства вышеуказанного объекта капитального строительства образуется 700, 7258 т отходов, из них на полигоне ТБО размещается 63;0273 т отходов, на специализированные предприятия направляются 4,0870 т отходов, для благоустройства площадки используется 74,0482 т отходов.
За весь период строительства образуются:
Отходы 1. класса опасности - 0,0008 т;
Отходы 3 класса опасности - 1,0506 т;
Отходы 4 класса опасности - 623,1027 т, из них на полигон ТБО и очистные сооружения- 501,0018 т.;
Отходы 5 класса опасности- 76,5717 т, из них на полигон ТБО- 2,2329 т.
Согласно приложению N 21 Раздела "Охрана окружающей среды" проектной документации, в период строительства вышеуказанного объекта капитального строительства образуются следующие отходы:
Лампы ртутные, ртутно- кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства 1 класса опасности;
Отходы органических растворителей, красок, лаков, мастик и смол 3 класса опасности;
Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более) 3 класса опасности;
Всплывающие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных содержаний 3 класса опасности;
Отходы затвердевшего строительного раствора в кусковой форме 4 класса опасности;
Отходы изделий из древесины с пропиткой и покрытиями несортированные 4 класса опасности;
Отходы битума нефтяного 4 класса опасности;
Отходы линолеума незагрязненные 4 класса опасности;
Отходы рубероида 4 класса опасности;
Обрезь и лом гипсокартонных листов 4 класса опасности;
Мусор и смет производственных помещений малоопасный 4 класса опасности;
Отходы (осадки) из выгребных ям 4 класса опасности;
Осадок механической очистке нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% 4 класса опасности.
Вместе с тем на момент составления протокола ИП Дмитриевым Л.Ю. паспорта вышеуказанных опасных отходов не представлены, не приняты меры по составлению паспортов на опасные отходы на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП Дмитриева Л.Ю. подтверждаются следующими доказательствами: актом
проверки от 3 марта 2016 г., договором генподряда на строительство объекта недвижимости от 10 августа 2015 г., разрешением на строительство от 24 декабря 2015 г., положительным заключением негосударственной экспертизы N, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении судьи сделан обоснованный вывод о нарушении ИП Дмитриевым Л.Ю. указанных выше требований законодательства и его действия правильно квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание ИП Дмитриевым Л.Ю. назначено в пределах санкции 8.2 КоАП РФ и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалы дела свидетельствуют, что индивидуальным предпринимателем Дмитриевым Л.Ю. как застройщиком объекта капитального строительства должным образом не предпринимались меры по обеспечению контроля за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Доводы заявителя о том, что при строительстве образовались лишь 2 м3 отходов 5 класса опасности (отходы бетона в кусковой форме, лом бетонных изделий), не подлежащие паспортизации, которые вывезены ООО "данные изъяты" и размещены на санкционированной свалке Цивильского района, не принимаются.
Указанные доводы опровергаются актом
проверки от 3 марта 2016 года, которым зафиксировано, что на территории зафиксировано скопление не только строительного, но и бытового мусора, а также рабочей документацией, согласно которому образующиеся при строительстве лом бетонных изделий и отходы бетона в кусковой форме в количестве 17,4800 м3 подлежат временному хранению, операция по размещению отходов - благоустройство, а не вывоз на полигон ТБО.
Доводы автора жалобы о допущенных при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений являются несостоятельными.
В ходе осуществления производства по делу о совершаемых процессуальных решениях (о возбуждении дела и проведении административного расследования, о составлении протокола об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела судьей районного суда) Дмитриев Л.Ю. извещался по указанному в разрешении на строительстве юридическому адресу: "адрес".
Указанное разрешение выдано администрацией города Чебоксары 24 декабря 2015 года.
Согласно представленной копии паспорта гражданина Российской Федерации с 24 марта 2016 года Дмитриев Л.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Чувашская Республика, "адрес".
Поскольку административное правонарушение допущено Дмитриевым Л.Ю. в связи со строительством объекта капитального строительства, учитывая, что высланная Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по юридическому адресу застройщика почтовая корреспонденция своевременно получена Дмитриевым Л.Ю., что подтверждено уведомлениями о вручении от 12 и 30 апреля 2016 года (л.д.56, 58), в данном случае извещение Дмитриева Л.Ю. по адресу: "адрес", следует признать надлежащим.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Дмитриева Л.Ю. без изменения, а жалобу Дмитриева Л.Ю. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.