Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ярославле
01 августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ... сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию ... сельского поселения сельского поселения ЯМР предоставить Суртаевой Н.А., Суртаеву Е.А., Суртаеву А.А. по договору социального найма благоустроенное применительно к ... сельскому поселению Ярославского муниципального района Ярославской области жилое помещение, в виде отдельной однокомнатной квартиры в пределах ... сельского поселения ... , соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по общей площади.
Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суртаева Н.А., Суртаев Е.А., Суртаев А.А. обратились в суд с иском к администрации ... сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просили предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, в границах данного населенного пункта.
В обоснование требований указано, что истцы на условиях социального найма проживали в однокомнатной квартире площадью 21,9 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". На основании Постановления Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 20.01.2011 г. N117 вышеуказанный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания. До настоящего времени истцы не обеспечены иным жилым помещением. Проживать в доме N не представляется возможным в связи с его аварийностью.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда в обжалуемой части, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов жалобы, выслушав Суртаева Е.А., его представителя по устному ходатайству Сосинова О.В., возражавших против жалобы, судебная коллегия считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в связи с признанием жилого дома, в котором истцы занимали квартиру по договору социального найма, непригодным для проживания, истцы имеют право быть обеспеченными вне очереди иным благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма, равнозначным по общей площади ранее занимаемому. При этом, суд полагал доводы представителя ответчика о том, что истцы не признавались в установленном законом порядке малоимущими, не имеющими существенного значения для разрешения данного спора.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается, полагает его не соответствующим действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Судом по делу установлено, что истцы с 1990 г. зарегистрированы в N дома N по "адрес" Постановлением Главы Ярославского муниципального района N117 от 20.01.2011 г. данный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания граждан.
Постановлением Администрации ... сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 15.11.2013 г. N500 утверждена муниципальная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории ... сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, из непригодного для проживания жилищного фонда" на 2014-29016 гг. Семья Суртаевой Н.А. в количестве 3-х человек включена в список граждан для расселения из непригодного для проживания жилья под N5.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Порядок признания граждан малоимущими в Ярославской области установлен Законом Ярославской области от 11.07.2005 г. N40-з (в редакции от 21.12.2012 г.) "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым решение о признании-непризнании гражданина малоимущим является компетенцией соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.2-3 ст.4 указанного Закона Ярославской области орган учета рассматривает документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с законом об учете граждан. В целях установления оснований для признания гражданина малоимущим орган учета в соответствии со статьями 5 - 9 настоящего Закона:
1) проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем;
2) исчисляет размер дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи;
3) определяет общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.
По окончании проверки сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, исчислив размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и оценив общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, орган учета соотносит указанные размер дохода и стоимость имущества с установленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальным размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимостью имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению.
Если полученные значения меньше или равны установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальному размеру дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и минимальной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, орган учета принимает решение о признании гражданина-заявителя (членов его семьи) малоимущим (малоимущими). В иных случаях орган учета принимает решение об отсутствии у гражданина-заявителя (членов его семьи) оснований для признания малоимущим (малоимущими).
Таким образом, из анализа вышеуказанных положений закона следует, что для разрешения вопроса о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, занимаемого этими гражданами по договору социального найма, и признанного непригодным для проживания, вне очереди существенным является вопрос о признании указанных граждан малоимущими в установленном порядке.
Из пояснений Суртаева Е.А. в суде апелляционной инстанции следует, что семья не признавалась в установленном законом порядке малоимущей, с заявлением об этом в орган местного самоуправления никто из членов семьи Суртаевых не обращался.
Материалы дела также не содержат доказательств обращения Суртаевых за признанием их малоимущими, наличия решения органа местного самоуправления об этом.
Вместе с тем, материалы дела содержат данные о наличии в собственности членов семьи Суртаевых нескольких объектов недвижимости. Оценку данному обстоятельству судебные органы не дают, поскольку в компетенцию суда не входит принятие решения о признании гражданина малоимущим, в соответствии с положениями ст.4 вышеуказанного Закона Ярославской области N40-з оценка общей стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, и исчисление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, возложена на соответствующий орган местного самоуправления, который не может подменяться судом.
Поскольку, доказательств признания семьи Суртаевых малоимущей на момент обращения их с указанным иском суду не представлено, не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания вне очереди.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Истцы имеют право на получение жилья взамен непригодного для проживания в соответствии со своей очередью в вышеуказанной Программе.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не признана малоимущей, о наличии обязанности ответчика по предоставлению жилья по договору социального найма взамен непригодного для проживания вне очереди являются ошибочными, не основанными на положениях действующего законодательства, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в заявленных исковых требованиях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 14 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях Суртаевой Н.А., Суртаеву Е.А., Суртаеву А.А..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.