Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Чубукова С.К.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 апреля 2016 года по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула Алтайского края в интересах Ободовой Н. С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах Ободовой Н.С. обратился в суд с требованиями к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее - Главное управление) о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной на основании обращения истицы, 1990 года рождения, установлено, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края N 663 от 24.12.2002 она поставлена на регистрационный учет по получению жилья на 2008 год в Лушниковском сельсовете Тальменского района Алтайского края.
По информации Главного управления с заявлением о включении в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Ободова Н.С. не обращалась, учетное дело на нее не поступало.
Вместе с тем, основания для отнесения материального истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, возникли. Предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основания для обеспечения ее жилим помещением имеются.
Родители Ободовой Н.С. на основании решения Тальменского районного суда Алтайского края от 05.06.2003 лишены родительских прав в отношении дочери, девочка воспитывалась в Заринском детском доме. В 2010 году окончила КГОУ НПО "Профессиональный лицей N 38", получила среднее (полное) общее образование. В браке не состоит, имеет на иждивении четырех малолетних детей. Согласно данным ЕРГП Ободовой Н.С. принадлежит 2/35 доли в праве собственности на жилой дом общей площадью 59,4 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" в "адрес". Однако имеется заключение комиссии администрации Центрального района г. Барнаула от 20.12.2015 о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении.
До настоящего времени право истца, предусмотренное федеральным законодательством, не реализовано, жильем истец не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 8, 17-1 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", прокурор просил признать за Ободовой Н.С. право на обеспечение жилым помещением; обязать Главное управление предоставить Ободовой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г. Барнаула Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
За Ободовой Н.С. признано право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства возложена обязанность предоставить Ободовой Н.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма помещения специализированного жилого фонда в границах муниципального образования г. Барнаул Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Не согласившись с решением суда, ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование указывает, что в соответствии с действующим законодательством о социальной поддержке детей-сирот указанные отношения носят заявительный характер, право на обеспечение жилым помещением возникает у гражданина с момента внесения его в соответствующий список детей-сирот для обеспечения жильем и сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет при условии включения их в список до достижения указанного возраста. После достижения возраста 23 лет указанные граждане не относятся ни к одной из названных в законе категорий лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Между тем, истец до достижения 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовалась, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встала, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представила.
Предварительный регистрационный учет несовершеннолетних не имеет правового значения, так как нуждающимися признаются только совершеннолетние граждане.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ободова Н.С. против доводов жалобы возражала.
Прокурор Мищенко Е.Ю. просила оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п.п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вступившим в действие с 01.01.2013 Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 Жилищного кодекса Российской Федерации "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В гл. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая ст. 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, родителями Ободовой Н.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, являются О.С.И. и О.С.Г. (л.д.11).
25.11.2002 администрацией Тальменского района Алтайского края принято постановление *** об отобрании несовершеннолетней Ободовой Н.С. у матери О.С.Г. и передаче ребенка органу опеки и попечительства для дальнейшего определения. Указанным постановлением отделу образования рекомендовано уведомить прокуратуру о применении ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации и подготовить материал в суд на лишение родительских прав О.С.Г., О.С.И. (л.д.6).
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 03.06.2003 О.С.И. и О.С.Г. лишены родительских прав в отношении дочери Ободовой Н.С. Решение вступило в законную силу 16.06.2003 (л.д.12).
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 24.12.2002 ***, принятым во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Ободова Н.С. поставлена на районный регистрационный учет по получению жилья на 2008 год по Лушниковскому сельсовету Тальменского района (л.д.7).
Справкой, выданной 04.01.2003 отделом образования администрации Тальменского района Алтайского края, подтверждается, что на основании постановления администрации Тальменского района Алтайского края от 24.12.2002 N 663 "Об определении несовершеннолетней Ободовой Н.С." она поставлена на регистрационный учет по получению жилья по Лушниковскому сельсовету на 2008 год, номер очереди - 1 (л.д. 8).
Также имеется справка от 30.04.2005 N 404. выданная отделом образования администрации Тальменского района Алтайского края, о том, что Ободова Н.С. во исполнение постановления главы Тальменского района Алтайского края от 23.09.2003 N 663 поставлена на районный регистрационный учет по получению жилья по администрации Лушнинского сельсовета Тальменского района (л.д.9).
В справке от 08.06.2009 N 782 отдела образования администрации Тальменского района Алтайского края указано, что во исполнение ст. 8 Федерального закона N 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Ободова Н.С. поставлена на районный регистрационный учет по получению жилья в соответствии с постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 14.12.2002 N 663 (л.д.10).
30.06.2010 истица закончила обучение в КГО УНПО "Профессиональный лицей ***", что подтверждается копией диплома (л.д. 18).
На обращение материального истца по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Главным управлением был дан ответ, о том, что в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" сведения об Ободовой Н.С. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют. Заявление и документы для включения в список в Главное управление не поступали, учетное дело органами местного самоуправления не направлялось (л.д.13).
Выпиской из ЕГРП Управления Росреестра от 14.09.2015 подтверждается, что у Ободовой Н.С. имеется 2/35 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 59,4 кв.м., по адресу: "адрес" собственности зарегистрировано 16.03.2015 на основании договора купли-продажи от 02.03.2015 (л.д. 19). Указанное помещение было приобретено за счет средств материнского капитала.
20.12.2015 комиссией, сформированной на основании постановления администрации Центрального района г.Барнаула от 17.06.2013 N 845 "Об утверждении Положения о комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула", было принято заключение о невозможности проживания Ободовой Н.С. в жилом доме по адресу: "адрес". В заключении указано, что исходя из общей площади дома и доли в праве собственности на него Ободовой Н.С., на последнюю приходится 3,4 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи - 12 кв.м., установленной решением Барнаульской городской думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Барнауле".
Согласно свидетельствам о рождении у Ободовой Н.С. имеется четверо детей: О.А.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, О.Э.Л. ДД.ММ.ГГ года рождения, О.Л.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, О.Т.П., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д.14-16). Семья Ободовой Н.С. является многодетной, что подтверждается справкой Управления Главтрудсоцзащита от 21.04.2015 *** (л.д.17).
Учитывая, что жильем Ободова Н.С. на момент рассмотрения дела не обеспечена, имеющееся в собственности жилье признано непригодным для проживания, законом истцу предоставлено право на внеочередное предоставление жилья как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления истица была поставлена на первичный учет в целях реализации предоставленного ей права в установленный законом срок, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец до достижения 23-летнего возраста мерой социальной поддержки не воспользовалась, лично с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не обратилась, уважительных причин пропуска не представила, основаны на ошибочном толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Довод жалобы о том, что Ободова Н.С. лично не обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении с 18 до 23 лет, правового значения не имеет, поскольку истец в установленном законом порядке был поставлена на такой учет в 12 лет.
Указание в жалобе на то, что истец поставлена на предварительный учет, опровергается материалами дела. Постановление администрации Тальменского района Алтайского край от 24.12.2002 N 663, а также справки Отдела образования Администрации Тальменского района Алтайского края от 04.01.2003, N 404 30.06.2005, N 782 от 08.06.2009 не содержит сведений о предварительном учете.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика возникла обязанность предоставить Ободовой Н.С. надлежащее жилое помещение по договору найма помещения специализированного жилого фонда, соответствует, как установленным обстоятельствам дела, так и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанная позиция была тщательно проверена судом первой инстанции, ей дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, с которой судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.