Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Науменко Н.А.
Ухабовой Н.Г.
при секретаре
Пухове М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Оленегорского гарнизона к войсковой части 34667, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест,
по апелляционной жалобе войсковой части 34667 на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 02 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования военного прокурора Оленегорского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 34667, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота", удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части 34667, подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Обязать войсковую часть 34667 в течение 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией обеспечить реализацию полномочий предоставленных частью 1 статьи 4, 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда"; для организации и проведения специальной оценки условий труда образовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Закона); по результатам проведения специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах; в порядке статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заключить дополнительные соглашения с работниками по условиями, определяющим в необходимых случаях характер работы подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Обязать войсковую часть 34667 в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке реализации положений статьи 7 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда", до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда представить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест; обеспечить применение результатов проведённой специальной оценки условий труда".
Заслушав доклад председательствующего судьи Захарова А.В., возражения против жалобы помощника военного прокурора Оленегорского гарнизона Сенюткина С.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Военный прокурор Оленегорского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее - ФКУ "ОСК Северного флота"), войсковой части 34667 о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест.
В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Оленегорского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части 34667, входящей в состав ФКУ "ОСК Северного флота", дислоцирующейся в ... , в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства: специальная оценка рабочих мест в войсковой части 34667 по условиям труда в количестве *** рабочих мест на *** должности не произведена, сертификат соответствия работ по охране труда отсутствует, договор с организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки труда, не заключен.
В связи с этим гражданский персонал льготной категории войсковой части 34667 получает заработную плату без компенсационных выплат за вредные (особо вредные) условия труда, а также данной категории не предоставляются льготы, обусловленные совокупностью факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Указывает, что по договору на обслуживание N * от 02 октября 2014 года, заключенному между войсковой частью 34667 и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области" (далее - ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по МО"), финансово-экономическое обеспечение войсковой части 34667 осуществляется ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по МО".
Вместе с тем, в соответствии с письмом ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по МО" от 31 марта 2016 года исх. N *, указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2011 года N *, заместителя министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2011 года N *, от 08 июня 2012 года N *, от 22 октября 2012 года N *, от 16 февраля 2013 года N * запрещено размещение заказов и заключение контрактов территориальным финансовым органам для нужд иных воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении.
В соответствии с разъяснениями директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N * размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ "Объединенное стратегическое командование военного округа", являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств, лицевой счет которого обслуживается управлением финансового обеспечения по месту дислокации штаба военного округа.
В рамках реализации принятых Министерством обороны РФ решений по централизации производимых расходов приказом Министра обороны РФ N * от 11 декабря 2014 года сформировано ФКУ "ОСК Северного флота", на которое Положением о ФКУ "ОСК Северного флота" возложены обязанности и функции по планированию о непосредственному обеспечению войск, дислоцирующихся на его территории независимо от подчинённости организация работы по формированию на уровне военного округа потребности по одноименным товарам (работам, услугам), закупаемым для нужд всех воинских частей, заключение по результатам проведённых процедур размещения заказов государственных контрактов от своего имени, в интересах воинских частей Северного флота.
С учетом изложенного, просил суд обязать ФКУ "ОСК Северного флота" в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части 34667, подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обязать войсковую часть 34667 в течение 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией обеспечить реализацию полномочий предоставленных частью 1 статьи 4, 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда"; для организации и проведения специальной оценки условий труда образовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Закона); по результатам проведения специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах; в порядке статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заключить дополнительные соглашения с работниками по условиями, определяющим в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); обязать войсковую часть 34667 в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке реализации положений статьи 7 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда", до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда представить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест; обеспечить применение результатов проведённой специальной оценки условий труда.
В судебном заседании военный прокурор Катков А.С. настаивал на удовлетворении искового заявления по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель войсковой части 34667 Комаров В.В. возражал против удовлетворения исковых требований военного прокурора, представил письменные возражения командира войсковой части N 34667 И. Павловского, полагал, что проведение специальной оценки условий труда преждевременно.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ "ОСК Северного флота" не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в суд письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по МО" в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела без участия, представил письменный отзыв на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель войсковой части 34667 Комаров В.В., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что суд возложил на войсковую часть 34667 обязанность провести специальную оценку рабочих мест в недостроенных зданиях и помещениях, не принадлежащих на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации и не переданных в оперативное управление ФКУ "ОСК Северного флота".
Полагал, что проведение специальной оценки рабочих мест на объектах, не принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации будет являться нецелевым расходованием федерального бюджета.
Указывает также, что объекты войсковой части находятся в стадии строительства, рабочие места фактически не созданы, размещаются на временных местах, их специальная оценка нецелесообразна и преждевременна.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Оленегорского гарнизона Мочалов А.Е. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков войсковой части 34667, ФКУ "ОСК Северного флота", третьего лица ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по МО", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 1 ч.1, частью 2 ст.17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи (часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, военной прокуратурой Оленегорского гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части 34667, входящей в состав Северного флота, дислоцирующейся в ...
В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации в войсковой части 34667, созданной в 2014 году не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно *** рабочих мест на *** должностях. Данные обстоятельства не оспаривались и не опровергнуты ответчиками.
Судом установлено, что для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части 34667, работодателем является командир войсковой части.
Разрешая возникший спор, оценив в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 34667 путем заключения государственного контракта со специализированной организацией и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "ОСК Северного флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ "ОСК Северного флота".
Учитывая, что оценка условий труда рабочих мест войсковой части 34667 не проведена, исходя из необходимости соблюдения прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд правомерно пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности по проведению специальной оценки условий труда, согласившись с заявленным сроком начала ее реализации.
Судебная коллегия учитывает, что решение ответчиком ФКУ "ОСК Северного флота" не обжаловано, дело проверено в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах поданной апелляционной жалобы войсковой части 34667.
Повторяемый в апелляционной жалобе довод о преждевременности проведения специальной оценки рабочих мест и о возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест в недостроенных зданиях и помещениях, которые не принадлежат на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации и не переданы в оперативное управление ФКУ "ОСК Северного флота", являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в решении суда.
Как верно указал в решении суд, войсковая часть 34667 образована 30 декабря 2014 года, рабочие места гражданского персонала созданы, с работниками заключены трудовые договоры, гражданский персонал осуществляет свою деятельность, предусмотренную трудовыми договорами, следовательно, работники не могут быть лишены права на оценку условий их труда и установление соответствующих гарантий и компенсаций.
Как указывалось выше, согласно императивному положению части 2 статьи 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев.
При этом, сам командир военной части направлял в УФО Минобороны РФ по Мурманской области (письма от 09.10.2015 N *, от 14.12.2015 N *) сведения о количестве рабочих мест в/ч 34667, на которых требуется проведение СОУТ ( *** штатные должности, *** рабочих мест (с учетом аналогичных рабочих мест) в целях включения в сводную бюджетную заявку на 2016 год (т.1 л.д. 17-21).
Следует отметить, что организация мероприятий по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах возложена на в/ч 34667 по решению суда в течение 6 месяцев со дня заключения ФКУ "ОСК Северного флота" договора (государственного контракта) со специализированной организацией. В срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу на войсковую часть возложена обязанность представить соответствующей комиссии перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда. Конкретный перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке, в решении не приведен.
Что касается доводов жалобы об отсутствии сведений о нахождении объектов восковой части 34667 в собственности Минобороны РФ, то надлежащими доказательствами эти доводы не подтверждены, кроме того, само по себе это обстоятельство не влечет прекращение обязанности ответчика по проведению специальной оценки условий труда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как необоснованные.
При таком положении, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, обусловлены иной оценкой установленных судом обстоятельств, были приведены в ходе разбирательства по делу, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, исследованы судом и их правовая оценка подробно изложена в постановленном решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 34667 - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.