Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Овчинниковой Н.А., Елецких О.Б.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Овсянниковой Л.А. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 20 апреля 2016 года, которым постановлено:
Административный иск Овсянниковой Л.А. к муниципальном образованию г.Березники об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Овсянниковой Л.А.- Горюнова С.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя МО " Город Березники"- Паршенковой Т.А.- возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Овсянникова Л.А. обратилась с административным иском к муниципальному образованию г.Березники об оспаривании решения от 20.01.2016 года, бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по изменению целевого назначения земельного участка, устранении допущенных нарушений.
В обоснование требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу ****. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности г.Березники от 21.09.2012г. территория, где расположено имущество, принадлежащее истцу огорожена забором, выставлен пост охраны. С указанного времени истец лишена возможности пользоваться принадлежащим ей имуществом. 22.12.2015г. истец обратилась с заявлением в администрацию г.Березники с требованием о переводе земельного участка с кадастровым номером ** из категории земель населенных пунктов в категорию земель запаса с изъятием и выкупом этого земельного участка. Решением администрации г.Березники от 20.01.2016г. истице в удовлетворении заявления было отказано. Считает отказ администрации незаконным, просит признать бездействие ответчика в части непринятия мер по изменению целевого назначения земельного участка из категорий земель населенных пунктов в категорию земель запаса незаконным, обязать ответчика осуществить изменение целевого назначения земельного участка из категорий земель населенных пунктов в категорию земель запаса.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Овсянникова Л.А. указывая, что не согласна с выводами суда о недоказанности нарушения ее прав, также как и недоказанности бездействия со стороны администрации. Полагает, что фактически ее требования оказались не разрешенными.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что Овсянниковой Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ** с расположенным на нем объектом недвижимости нежилого назначения по адресу: Пермский край, г.Березники, в районе БШСУ по ул. Березниковская.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности г.Березники от 21.09.2012г. территория, где расположено имущество, принадлежащее истцу огорожена забором, выставлен пост охраны, гаражные боксы, склад Овсянниковой принято закрыть.
Решением администрации г.Березники Пермского края от 18.01. 2016 года было отказано Овсянниковой Л.А. в переводе земельного участка с кадастровым номером **** из категории земель- земли населенных пунктов в категорию земель - земли запаса.( л.д.16)
20.02.2016 года администрация г.Березники в ответ на обращение Овсянниковой Л.А. о переводе назначения земельного участка кадастровым номером ** из земель населенных пунктов в земли запаса с изъятием и выкупом ее земельного участка сообщает, что правовых оснований для изъятия земельного участка, расположенного по адресу : в районе БШСУ по ул. **** в г.Березники и последующего его перевода из категории земель населенных пунктов в категорию земель запаса не имеется. ( л.д.17) Именно данное решение и является предметом обжалования.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Судебная коллегия оснований к отмене по существу правильного решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что в районе АБК БШСУ г.Березники произошло обрушение грунта ( провал) на засыпаемой воронке, в связи с чем решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.Березники обозначены границы опасной зоны, в которую вошли частные гаражные боксы и принадлежащее административному истцу складское помещение.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Совокупность установленных по делу обстоятельств и анализ вышеприведенных правовых положений позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда о том, что в целом условий и оснований для признания оспариваемого решения администрации, которым отказано, в том числе в изъятии земельного участка административного истца незаконным, не имеется. По существу как усматривается из обращения Овсянниковой Л.А. ее требование об изъятии земельного участка мотивированно нарушением ее прав как собственника земельного участка и объекта недвижимости нежилого назначения в связи с ограничением доступа к принадлежащему имуществу на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 21.09.2012 года, изданного в связи с обрушением грунта ( провала ) на засыпаемой воронке в районе АБК БШСУ г.Березники. Между тем, по смыслу вышеприведенных правовых положений, данные обстоятельства не могут быть положены в основу обоснования принятия решения об изъятии земельных участков, соответственно не порождают у органа местного самоуправления обязанность по его изъятию и изменению категории земельного участка из земель населенных пунктов в земли запаса.
В соответствии со ст. 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не представленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании положений ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе, земли запаса и земли населенных пунктов. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Учитывая, что испрашиваемое целевое назначение земли повлечет несоответствие документам территориального планирования, в соответствии с которыми земельный участок, принадлежащий истцу, относится к землям населенных пунктов, в условиях отсутствия как решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, так и оснований для этого, оспариваемое решение суда нельзя признать противоречащим закону.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия ( бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона, действия должностных лиц, решения органа, обладающего публичными полномочиями могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства будет установлена совокупность условий, а именно не соответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение прав и свобод заявителя.
Отсутствие, недоказанность нарушения прав административного истца, что имеет место в рассматриваемом случае, является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем оснований к отмене решения суда судебная коллегия не усматривает.
Вопреки позиции административного истца судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае правовых оснований для изменения целевого назначения земельного участка, что указывает на то, что незаконного бездействия в приведенной части не допускалось.
При таком положении, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и отмену решения не влекут.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде, которым дана соответствующая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овсянниковой Л.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.