Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Татарских К.И.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., законного представителя административного истца Туровца А.К., представителя административного истца Сангаджиевой Е.В., представителя административного ответчика Белобородова В.А., представителя заинтересованных лиц Чухно А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого некоммерческого товарищества "Мостовлянка-2" о признании недействующим в части решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143",
установил:
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми, первоначальный текст которых опубликован в издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N48 от 10.07.2007.
Впоследствии в Правила землепользования и застройки неоднократно вносились изменения.
27.10.2015 Пермской городской Думой было принято решение N 228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143", пунктом 1.1.15 которого установлена территориальная зона городских лесов (ГЛ) в отношении земельных участков в микрорайоне Верхнемостовая общей площадью 32563 кв.м в Орджоникидзевском районе города Перми согласно приложению 15 к настоящему решению. Указанное решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 82 от 06.11.2015.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Мостовлянка-2" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании п.1.1.15 решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N228 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Административное исковое заявление мотивировано тем, что СНТ "Мостовлянка-2" является арендатором земельного участка с кадастровым номером **, площадью 33251 кв.м, расположенного по адресу: ****, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером **. Решение Пермской городской Думы в оспариваемой части нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку данным решением он фактически лишается возможности использовать земельный участок в соответствии с его назначением - ведение садоводства.
В судебном заседании представители истца председатель СНТ "Мостовлянка-2" Туровец А.К., действующая на основании доверенности Сангаджиева Е.В. на удовлетворении иска по его доводам настаивали.
Представитель административного ответчика Пермской городской Думы Белобородов В.А., представитель заинтересованных лиц Администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми Чухно А.А., действующие на основании доверенности, полагали заявленные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Представлены письменные возражения на административный иск.
Заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Федеральным законом от 27.05.2014 N136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 27.05.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе, в ст.14 данного Федерального закона в части вопросов местного значения сельских поселений.
В ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ определены вопросы местного значения городского поселения, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п.20).
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений (п.п. 1, 3 ч.1).
Согласно ст. 38 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150, к компетенции Пермской городской Думы относится, в частности: утверждение Генерального плана города Перми, внесение в него изменения; утверждение Правил землепользования и застройки города Перми, внесение в них изменений.
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. При этом на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В силу ч.1 ст.33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, устанавливающими, в том числе, необходимость вынесения указанного вопроса на публичные слушания.
Из представленных документов следует, что решение, часть которого оспаривается, принято Пермской городской Думы по результатам проведенных публичных слушаний и в пределах ее компетенции.
Относительно доводов административного истца о том, что СНТ "Мостовлянка-2" не было извещено о дате публичных слушаний, то они не могут быть приняты.
Пунктом 4 ст. 13.1 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 13.03.1996, установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний в г. Перми установлен Положением о публичных слушаниях в г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 N 32 (далее Положение).
Согласно п. 1.2 Положения публичные слушания - это форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.
В силу п. 7.1 Положения жители города Перми оповещаются Оргкомитетом о проводимых публичных слушаниях заблаговременно, не позднее чем за семь дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет. Данная информация должна содержать тему и вопросы публичных слушаний; указание времени и места проведения публичных слушаний; сведения о времени, месте проведения экспозиции документации о планировании территории, об ознакомлении с текстом проекта муниципального правового акта (в случае обсуждения проекта муниципального правового акта); данные об инициаторе проведения публичных слушаний; адрес, телефон Оргкомитета (п. 7.3 Положения)
Из материалов дела следует, что Главой г. Перми - председателем Пермской городской Думы 19.05.2015 в пределах своих полномочий подписано постановление N88 о назначении публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2017 N143". Данное постановление с приложением проекта решения Пермской городской Думы было опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления N35 от 22.05.2015. Мероприятия по проведению публичных слушаний назначены в районах г. Перми 15.06.2016 - 18.06.2015, в частности в Орджоникидзевском районе - 18.06.2015, указаны адреса проведения мероприятий и время, заинтересованным лицам предложено с даты опубликования решения по 22.06.2015 представить предложения и замечания к проекту решения, рассматриваемому на публичных слушаниях.
Персональное извещение пользователей земельных участков в данном случае действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, суд полагает, что при принятии решения в оспариваемой части были нарушены положения Градостроительного кодекса РФ и права административного истца, которые влекут необходимость удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого решения недействующим в соответствующей его части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 27.02.2015 N504 "О предварительном согласовании СНТ "Мостовлянка-2" места размещения объекта в Орджоникидзевском районе", от 22.04.2015 N1006 "О предоставлении СНТ "Мостовлянка-2" в аренду земельного участка в Орджоникидзевском районе" Департаментом земельных отношений администрации города Перми (арендодатель) был заключен с СНТ "Мостовлянка-2" (арендатор) договор N ** от 14.05.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером **, площадью 33251,00 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером ** для размещения СНТ "Мостовлянка-2" в границах, указанных на прилагаемой к договору выписке из государственного кадастра недвижимости. Земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ).
Земельный участок предоставлен СНТ "Мостовлянка-2" с учетом решения Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2014 о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми выдать акт выбора земельного участка (указать точное описание) севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером 59:01:2410083:17 в Орджоникидзевском районе г. Перми с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Как указано выше, пунктом 1.1.15 решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N 228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143" установлена территориальная зона городских лесов (ГЛ) в отношении земельных участков в микрорайоне Верхнемостовая общей площадью 32563 кв.м в Орджоникидзевском районе города Перми согласно приложению 15 к данному решению.
Как утверждает административный истец, следует из представленных документов и не оспаривается участниками по делу, СНТ "Мостовлянка-2" является участником (субъектом) отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, земельный участок с кадастровым номером ** расположен в указанном микрорайоне, и в настоящее время в территориальной зоне ГЛ.
На момент принятия оспариваемого акта и по настоящее время СНТ "Мостовлянка-2" является арендатором указанного земельного участка.
Относительно позиции административного ответчика, заинтересованных лиц о том, что при изменении территориальной зоны с СХ на зону ГЛ правовое положение административного истца не изменилось, поскольку градостроительные регламенты ни ранее установленной территориальной зоны, ни вновь установленной зоны не предусматривают осуществление садоводства в качестве вида разрешенного использования земельных участков, то согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ** его разрешенное использование: для размещения садоводческого некоммерческого товарищества "Мостовлянка-2".
В силу п. 6 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Перми решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятые в установленном порядке до введения в действие настоящих Правил, после введения их в действие и (или) внесения в них изменений, а также разрешенное использование земельных участков, указанное в договорах аренды земельных участков, заключенных до введения в действие настоящих Правил, после введения их в действие и (или) внесения в них изменений сохраняются в течение сроков, установленных соответственно Земельным кодексом Российской Федерации и договором аренды.
Согласно п.4.1 договора аренды от 14.05.2015 срок его действия установлен по 22.03.2020.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). При этом садоводческое некоммерческое объединение граждан - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Таким образом, целью создания садоводческого некоммерческого товарищества является удовлетворение потребности граждан в ведении садоводства.
Согласно ст.32 данного Федерального закона организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что члены садоводческого, некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых земельных участков после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных). Положениями ч.3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что земельные участки членам садоводческого объединения предоставляются в собственность или аренду без проведения торгов только после образования таких участков в соответствии с проектом межевания территории.
Исходя из п. 2 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Учитывая вышеизложенное, использование земельного участка, предоставленного для организации садоводства в соответствии с целью его предоставления реально возможно только после утверждения документации по планировки территории, образования земельных участков, их распределения между членами и предоставления членам в аренду или в собственность без проведения торгов. Очевидно, что до завершения указанных процедур удовлетворение потребности членов садоводческого объединения в ведении садоводства невозможно.
При этом, в соответствии с положениями ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Частью 10 указанной статьи обозначено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования. При этом в части 12.1 указанной определено, что органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи.
Согласно п.3 ч.2 ст. 39.3, п. 7 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено право на приобретение в аренду или собственность без торгов членами садоводческого объединения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства. В силу ст. 39.5 Земельного кодекса РФ земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации предоставляется указанному объединению в собственность бесплатно. В соответствии с п.14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Таким образом, является обоснованным довод истца о том, что члены садоводческого объединения не смогут приобрести право аренды или собственности на образованные из территории садоводческого объединения земельные участки в связи с изменением градостроительных регламентов территории.
При таких обстоятельствах являются обоснованными доводы административного истца о том, что в связи с изменением градостроительных регламентов в отношении спорного участка разработать и утвердить документацию по планировке территории садоводческого объединения в целях дальнейшего распределения и использования этой земельного участка в соответствии с целью предоставления фактически невозможно. В настоящее время возникли препятствия в достижении цели создания садоводческого некоммерческого товарищества удовлетворения потребности членов в ведении садоводства, установленной как в Федеральном законе от 15.04.1998 N66-ФЗ, так и в Уставе товарищества.
Удовлетворение заявленных административным истцом требований должно повлечь возможность использовать участок по назначению.
Относительно существа заявленных требований, то статьей 3 Градостроительного кодекса РФ определено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить этому Кодексу.
Исходя из ст.2 Градостроительного кодекса РФ, одним из основополагающих принципов градостроительного законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, содержащей основные понятия, используемые в данном Законе, отражено, что: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 18 Градостроительного кодекса РФ определено, что документом территориального планирования городского округа является Генеральный план городского округа.
В содержание Генерального плана городского округа входит карта функциональных зон поселения или городского округа (п. 4 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
В г. Перми действует Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 года N205.
В соответствии с ч.1 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что целью установления территориального зонирования является, в том числе, обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и обеспечение устойчивого развития территории. По мнению суда, при принятии оспариваемого нормативного правового акта положения действующего законодательства были нарушены.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Частью 9 указанной статьи определено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
В данном случае, по мнению суда, при подготовке и принятии оспариваемого решения были нарушены положения ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, применяемой в силу ст.33 Градостроительного кодекса РФ к порядку внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Частью 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ определено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Таким образом, очевидно, что действующим законодательством установлена необходимость при изменении Правил землепользования и застройки соблюдать функциональное зонирование, установленное Генеральным планом городского округа. При этом, в случае установлении такого несоответствия проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки должен быть направлен на доработку (ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ), то есть решение об утверждении предложенных изменений органом местного самоуправления не принимается. В данном случае, такое решение было принято, несмотря на то, что имелись объективные препятствия для его принятия - факт несоответствия предложенных изменений генеральному плану городского округа.
Участниками по делу не оспаривается, что земельный участок, поименованный в п.1.1.15 решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143", расположен согласно Генеральному плану г. Перми в функциональной зоне ТСП-СХ - зона сельскохозяйственного использования.
Согласно Генеральному плану города Перми, формирование и развитие указанной зоны должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: 1. деятельности, связанной с выращиванием сельхозпродукции открытым способом; 2. сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В своих возражениях на административный иск административный ответчик, заинтересованные лица поясняют, что включение участка в функциональную зону городских лесов было обусловлено стремлением обеспечить сохранение сельскохозяйственных угодий, предотвратить их занятие другими видами деятельности. Основные виды разрешенного использования функциональной территориальной зоны ГЛ являются "неагрессивными" и полностью отвечают функциональному назначению "Сохранение сельскохозяйственных угодий, предотвращение их занятия другими видами деятельности", установленному Генеральным планом г. Перми.
Между тем, совокупного толкования ч.1 ст.34, ч.3 ст.31. ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, учет функциональных зон генерального плана при установлении территориальных зон в документе градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) означает, что границы функциональных зон нарушаться не могут. При этом в границах одной функциональной зоны могут быть несколько территориальных зон и подзон.
Текстовая часть генерального плана сама по себе не исчерпывает всех решений генерального плана. Большая их часть установлена в графической форме на карте функциональных зон.
Согласно п.2 гл.6 Генерального плана г. Перми описание назначений функциональных зон, приведенное в таблице 15, и в материалах, указанных в пункте 13 главы 1, подлежат учету при подготовке предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части градостроительных регламентов.
Согласно описанию назначения функциональных зон формирование и развитие ТСП-СХ (зон сельскохозяйственного использования) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: деятельности, связанной с выращиванием сельхозпродукции открытым способом; сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности.
При этом функциональная зона ТСП-СХ не предусматривает установление разрешенного использования, предусмотренного территориальной зоной ГЛ, то есть расположение в ее пределах городских лесов.
Для расположения городских лесов в Генеральном плане г. Перми предусмотрена специальная зона ? ТСП-Р. Формирование и развитие ТСП-Р (зон рекреационных и специальных объектов) должно направляться такими целевыми установками как создание правовых, административных и экономических условий для: сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования и в целях проведения досуга населением; сохранения и развития специальных парков - зоопарка, ботанических садов, размещения кладбищ и мемориальных парков, их сохранения и предотвращения занятия данного вида функциональных зон другими видами деятельности; обеспечения возможности размещения открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений - открытых спортивных, физкультурных и досуговых площадок, полей, конькобежных дорожек, лыжных и горнолыжных трасс, гольф-парков и других, используемых в летнее и зимнее время года как индивидуально, так и для организованных занятий всех категорий населения.
Изложенное свидетельствуют о том, что установленное оспариваемым решением территориальное зонирование не соответствует Генеральному плану города Перми и нарушает положения ч. 9 и 10 ст. 31 ГСК РФ.
Безусловное обоснование того факта, что отнесение указанных участков к зоне городских лесов будет способствовать сохранению сельскохозяйственных угодий, предотвращению их занятия другими видами деятельности, со стороны административного ответчика, заинтересованных лиц отсутствует. Какие-либо доказательства (заключения специалистов и пр.), которые свидетельствовали бы о том, что наличие на земельном участке лесов способствует его сохранению в качестве сельскохозяйственных угодий, не представлены.
В данном случае следует учитывать и то, что, как было отмечено выше, на момент принятия оспариваемого решения истец сохранял право на использование участков под размещение садоводческого некоммерческого товарищества, в соответствии с тем видом разрешенного использования, который был предусмотрен в отношении функциональной зоны ТСП-СХ ранее.
Суд отмечает, что инициатор принятия оспариваемого решения Администрация Орджоникидзевского района города Перми ссылалась на необходимость сохранения на земельных участках в микрорайоне "Верхнемостовая" леса ценных хвойных пород деревьев. Обращение в комиссию по землепользованию и застройке г. Перми с предложением установить территориальную зону ГЛ вызвано необходимостью предупредить (не допустить) возможность предоставления данного земельного участка заинтересованным лицам под застройку, вырубку леса и ухудшения экологической обстановки.
Следует также отметить, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения процедуры подготовки оспариваемого решения. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа. Предложение о внесении изменений в территориальное зонирование в отношении спорной территории было направлено в комиссию администрацией Орджоникидзевского района города Перми 14.01.2015. В тексте обращения какое-либо обоснование совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки на спорной территории с учетом существующего землепользования и функционального зонирования отсутствует.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая вышеизложенное, и поскольку решение Пермской городской Думы от 27.10.2015 N228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143" в оспариваемой части не соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере градостроительной деятельности, нарушает права административного истца, оспариваемый п.1.1.15 данного акта следует признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск Садоводческого некоммерческого товарищества "Мостовлянка-2" удовлетворить: признать недействующим со дня вступления решения в законную силу п.1.1.15 решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N228 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N143".
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 08 июля 2016 года.
Судья - подпись
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.