Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.В.,
судей Шишкина И.В., Шинкаревой Л.Н.,
при секретаре Потапневой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2016 года апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 09 марта 2016 года по делу по иску Х. к ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца,
УТСАНОВИЛА:
Х. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области, которым просила признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.12.2015г. (протокол заседания N 730) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области назначь досрочную страховую пенсию по старости с 30.11.2015г.
Требования мотивированы тем, что в период с 22.03.2004г. по настоящее время истец работал в должности бортпроводника, старшего бортпроводника в ПАО "Авиакомпания "Сибирь". 30.11.2015г. обратился в ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением, в котором просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Количество налета часов в составе экипажа воздушного судна в качестве бортпроводника составляет 6461 часов, что приравнивается к специальному стажу 26 лет. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.12.2015г. (протокол заседания N 730) в назначении досрочной страховой пенсии отказано, поскольку бортпроводники, старшие бортпроводники не относятся к летному составу экипажа воздушного суда, не имеют действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 09.03.2016г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая в спорные периоды работы истцом должности бортпроводника, старшего бортпроводника, в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации должность истца относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть, соответствуют требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ред. от 29.06.2015 "О страховых пенсиях".
С данным выводом суда, коллеги не может согласиться, исходя из следующего.
Судом установлено, что период с 22.03.2004г. по настоящее время истец работал в должности бортпроводника, старшего бортпроводника в ПАО "Авиакомпания "Сибирь". 30.11.2015г. обратился в ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением, в котором просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Количество налета часов в составе экипажа воздушного судна в качестве бортпроводника составляет 6461 часов, что приравнивается к специальному стажу 26 лет.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.12.2015г. (протокол заседания N 730) в назначении досрочной страховой пенсии отказано, поскольку бортпроводники, старшие бортпроводники не относятся к летному составу экипажа воздушного суда, не имеют действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002.
Согласно разделу XXI "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" Списка N 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, на основе приведенных положений закона бортпроводники пользуются правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При данных обстоятельствах, вывод суда об оценке пенсионных прав истца на основании пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" судебная коллегия находит несостоятельным.
Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Выполнение Х. работ по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, которые являются непосредственной обязанностью бортпроводника, не было связано с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизиологические нагрузки и дает право на досрочную пенсию по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при достижении возраста 45 лет истец имеет право на досрочную трудовую пенсию по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 марта 2009 г. N 260-О-О.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, на основании положений абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 09 марта 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении требований Х. о признании решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ N 26 по г.Москве и Московской области N 730 от 16 декабря 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - с 30 ноября 2015 года - отказать.
Апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.