Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Магомедовой А.М., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО5 по доверенности, поданного в интересах ФИО7, к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании постановления администрации г. Махачкалы от "дата" N "Об отмене постановления Администрации г. Махачкалы от "дата" за N" незаконным и недействительным по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО ВД "город Махачкала" ФИО6 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Административное исковое заявление ФИО5, поданное в интересах ФИО7, удовлетворить.
Признать действия Администрации ГО "город Махачкала" по изданию постановления Администрации г. Махачкалы от "дата" N "Об отмене постановления Администрации г. Махачкалы от 17.11.2014" незаконными.
Признать постановление Администрации г. Махачкалы от "дата" N "Об отмене постановления Администрации г. Махачкалы от 17.11.2014" незаконным и недействительным".
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения административного истца ФИО7 и его представителя ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО5 . в интересах ФИО7 обратился в суд с указанным административным иском, указывая, что согласно договору купли-продажи земельного участка и свидетельствам о государственной регистрации права собственности истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N N, 05:40:000027:2457, 05:40:000027:2466 общей площадью 790,47 кв.м., категория земли-земли населенных пунктов - "под индивидуальное жильё", расположенные по адресу: РД, г. Махачкала, "адрес"-а, уч. N.
На основании заявления собственника земельных участков об изменении разрешенного вида использования земельного участка административным ответчиком издано постановление от "дата" N "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков ФИО7 по "адрес", уч. N и разрешении проектирования и строительства 6-этажного многоквартирного жилого дома с цокольными этажами и террасой на крыше".
Постановлением администрации г. Махачкалы от "дата" N постановление от "дата" N отменено.
Считает, что действия ответчика по отмене постановления, являющегося результатом оказания муниципальной услуги, без учета мнения истца, является нарушением прав и законных интересов истца.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика ФИО6
В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 150 КАС РФ.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения административного истца ФИО7 и его представителя ФИО5, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Указанным требованиям закона решение суда не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности, истцу ФИО7 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N N, 05:40:000027:2457, 05:40:000027:2466, общей площадью 790, 47 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - под индивидуальное жильё, расположенные по адресу: РД, г. Махачкала, "адрес"-а, уч. N.
Целевое назначение земельного участка, принадлежащего истцу - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением и.о. главы администрации г. Махачкалы от "дата" N изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО7, из под "индивидуальное жилищное строительство" в "под многоэтажную жилую застройку".
Данным постановлением истцу ФИО7 разрешено проектирование и строительство 6-этажного многоквартирного жилого дома с цокольными этажами и террасой на крыше.
Оспариваемым постановлением и.о. главы администрации г. Махачкалы от "дата" N, вынесенным в соответствии с протестом прокуратуры г. Махачкалы от "дата" N, указанное постановление от "дата" N отменено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком допущено нарушение прав заявителя, ответчик не вправе отменить ранее принятое постановление, поскольку это затрагивает права конкретного лица и в этом случае имеет место спор, подлежащий разрешению в судебном порядке. Ответчиком не представлены доказательства несоответствия отмененного постановления нормам закона.
Судебная коллегия считает вывод суда ошибочным, основанным на неверной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения ввиду следующего.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": - "Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений".
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 05.03.2013) "О нормативно-правовых актах Республики Дагестан" нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством.
Таким образом, отмененное указанное выше постановление от "дата" N, хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде. В соответствии со ст. 263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Из материалов дела усматривается, что соблюдение вышеприведенных норм закона и выполнение их требований в данном случае не имело место.
Таким образом, отмененное указанное выше постановление от "дата" N издано с нарушением перечисленных норм земельного, градостроительного законодательства, законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о незаконности постановления ответчика от "дата" N. Решение суда об этом не соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 по доверенности, поданного в интересах ФИО7, к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании постановления администрации г. Махачкалы от "дата" N "Об отмене постановления администрации г. Махачкалы от "дата" N" незаконным и недействительным - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.