Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.
судей Коваленко В.В., Савельевой М.А.
при секретаре Кораблиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 28 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Новосибирской области на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования Ю.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Новосибирской области в лице Министерства социального развития Новосибирской области за счет казны Новосибирской области в пользу Ю.А. убытки, связанные с оплатой правовой помощи по административному делу, в размере 13 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 820 руб., а всего 28 820 (двадцать восемь тысяч восемьсот двадцать) руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения представителя Министерства социального развития Новосибирской области К.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района г. Новосибирска (далее - комиссия по делам несовершеннолетних) о взыскании материального и морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности.
В ходе рассмотрения дела, с согласия истца, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление федерального казначейства по Новосибирской области, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и Новосибирская область в лице Министерства социального развития Новосибирской области.
В обоснование иска истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних в отношении неё было вынесено постановление об административном правонарушении N, которым она была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения. По её жалобе, Ленинским районным судом г. Новосибирска указанное постановление было отменено, а производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Для своей защиты она была вынуждена обратиться за правовой помощью к специалисту, в связи с чем ею было заключено соглашение с адвокатом И.В. о её защите и обжаловании постановления комиссии по делам несовершеннолетних. За правовую помощь, выразившуюся в проработке правовой позиции, составлении жалобы на постановление, защите в суде ею был оплачен гонорар в размере 30 000 рублей.
Незаконное привлечение к административной ответственности повлекло нарушение её личных неимущественных прав. Её нравственные страдания выразились в переживаниях в связи с незаконным привлечением к ответственности, она постоянно волновалась, не могла сосредоточиться на работе, постоянно плакала и даже в связи с этим потеряла работу. Она испытывала одиночество, упадок духа, стрессовое состояние, нервные перегрузки, которые объективно ухудшают физическое состояние, не могла спать, не могла принимать пищу. Она законопослушный гражданин, мама несовершеннолетней дочери, пример во всем для неё. Комиссия по делам несовершеннолетних незаконно лишила её возможности изучить материалы дела, подготовиться к своей защите заранее, оскорбила её. Более того, из-за привлечения её к административной ответственности страдала и её дочь: она не могла спать нормально, плохо кушала.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Ю.А. просила взыскать с ответчиков солидарно издержки, связанные с незаконным привлечением к административной ответственности в виде оплаты правовой помощи при производстве административного дела в размере 30 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя по настоящему делу в размере 20 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1 400 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно Министерство социального развития Новосибирской области и в апелляционной жалобе его представитель - К.С. просит решение суда отменить в части взыскания денежных средств с Новосибирской области в лице Министерства социального развития Новосибирской области.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссии, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района города Новосибирска не входит в систему органов государственной власти.
По мнению апеллянта, ссылка в мотивировочной части решения суда на ст. 1069 ГК РФ является необоснованной, поскольку комиссия не является государственным органом, поскольку создана на основании постановления мэрии города Новосибирска от 27.01.2015 г. N 501.
Полагает, что взыскание убытков и морального вреда за счет казны Новосибирской области и привлечение министерства в качестве ответчика не соответствует закону, поскольку Бюджетный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень случаев привлечения ответчиком главного распорядителя бюджетных средств к участию в судебном рассмотрении заявления к субъекту РФ.
Кроме того, по мнению апеллянта, решение о назначении компенсации морального вреда было принято в нарушение закона, поскольку истицей не представлены доказательства физических или нравственных страданий и причинно-следственной связи указанных страданий с действиями (бездействием) ответчика, вины ответчика (ее степени). Заявленный размер взыскиваемой в счет возмещения морального вреда суммы не аргументирован.
В части удовлетворения требований, связанных с оплатой правовой помощи по административному делу, суд применил Методические рекомендации по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами физическим и юридическим лицам, утвержденные постановлением Совета Адвокатской палаты Новосибирской области от 21.07.2015 года, однако на момент возникновения правоотношений между истицей и адвокатом действовали Методические рекомендации от 13.12.2011 года, содержащие размеры оплаты юридической помощи ниже, чем на момент принятия решения по рассматриваемому делу.
Также апеллянт полагает взыскание расходов по уплате государственной пошлины с государственного органа является необоснованными, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N Ю.А. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление комиссии по делам несовершеннолетних было отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ю.А., суд первой инстанции исходил из того, что вред, причиненный в результате незаконных действий комиссии по делам несовершеннолетних, подлежит возмещению за счет бюджета Новосибирской области, от имени которого, в настоящем случае, выступает Министерство социального развития Новосибирской области, как главный распорядитель бюджетных средств (субвенций) на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Как следует из пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу положений ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации; обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации; обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, возложена на финансовый орган муниципального образования.
Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядок создания и осуществления их деятельности в Новосибирской области, установлена Законом Новосибирской области от 11.12.2005 г. N 345-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области".
Согласно п. 4 ст. 5 указанного закона, положения о комиссиях и их состав утверждаются Правительством Новосибирской области. В случае наделения органов местного самоуправления Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона, такие комиссии создаются органами местного самоуправления и осуществляют свою деятельность с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
Законом Новосибирской области от 02.10.2014 г. N 469-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" муниципальные районы города Новосибирска наделены отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципальных образований Новосибирской области.
Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района города Новосибирска утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 27.01.2015 г. N 501.
В силу указанных выше положений закона, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ленинского района г. Новосибирска, является органом местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Новосибирской области.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области от 02.10.2014 г. N 469-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - местные бюджеты) субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В силу указанных положений закона, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ленинского района г. Новосибирска, финансируется за счет средств муниципального бюджета города Новосибирска. Следовательно, ответственность за вред, причиненный незаконными действиям комиссии по делам несовершеннолетних, подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования города Новосибирска.
Ответчики Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Новосибирской области, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и Министерство социального развития Новосибирской области не являются распорядителями средств бюджета муниципального образования города Новосибирска. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района города Новосибирска не является юридическим лицом, вследствие чего она не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть ответчиком в суде.
Поскольку истицей был предъявлен иск к ненадлежащим ответчикам, то основания для удовлетворения исковых требований к Министерству социального развития Новосибирской области, равно как и к другим вышеуказанным ответчикам, у суда первой инстанции отсутствовали.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ отменить и постановить решение, которым Ю.А. в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.