Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Никитиной Г.Н., Кошелевой А.П.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 05 мая 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Главного управления образования мэрии города Новосибирска на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03 ноября 2015года, которым требования Минаковой Ирины Валерьевны удовлетворить частично:
Признать незаконными действия администрации Ленинского района города Новосибирска (отдела образования) и Главного управления образования мэрии города Новосибирска при разрешении вопроса устройства М.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в части более раннего предоставления мест детям военнослужащих, вставших на учет в более позднюю дату.
Обязать устранить допущенное нарушение путем предоставления М.Е.В. направления для зачисления в детское дошкольное образовательное учреждение в порядке очередности исходя из даты постановки на учет и наличия права на первоочередное обеспечение местами в дошкольных учреждениях.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения Минаковой И.В., судебная коллегия
установила:
Минакова И.В., действуя в интересах несовершеннолетнего М.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с административным иском, в котором просила признать незаконными действия ответчиков, связанные с распределением мест в детских дошкольных учреждениях. Иск мотивирован тем, что 06.02.2013 истица обратилась в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении. Как мать-одиночка, истица имеет право на первоочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях. Истица поставлена на очередь, по состоянию на 01.04.2014 номер очереди был 1110, однако после комплектования мест в детских садах номер очереди не сократился, а лишь увеличился до 1514 по состоянию на 11.03.2015.
С учетом уточненных требований просила признать незаконными действия ответчиков при распределении мест в детских дошкольных учреждениях, нарушении очередности, полагала, нарушен возрастной критерий формирования групп.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно Главное управление отдела образования мэрии города Новосибирска.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Ленинского районного суда города Новосибирска от 03 ноября 2015 года и принятия по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Минаковой И.В. отказать.
Апеллянт считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что суд ссылается на п. 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который дополнительно устанавливает, что гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей места в общеобразовательных организациях предоставляется не позднее месячного срока с момента обращения.
Полагает, что суд ошибочно приравнивает первоочередное право на получение места в дошкольную образовательную организацию детей военнослужащих, проходящих военную службу и первоочередное право детей, воспитывающихся в неполных семьях, а так же право более приоритетной категории детей - детей военнослужащих, уволенных с военной службы, у которых право на получение места ограничено месячным сроком. Таким образом, дети граждан, уволенных с военной службы не обладают внеочередным правом на получение места в дошкольной образовательной организации, но при комплектовании ДОУ имеют более приоритетное право на получение места (категория детей, к которой относится ребенок истицы).
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Минакова И.В. является матерью М.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
06.02.2013 года несовершеннолетний был зарегистрирован в Управлении образования Ленинского района г. Новосибирска для направления в муниципальную дошкольную образовательную организацию по месту жительства. В связи с тем, что Минакова И.В. является матерью-одиночной, ребенок был поставлен в льготную очередь и присвоен номер 2792, по состоянию на 01.04.2014 года номер очереди был - 1110, на 11.03.2015 года номер очереди увеличился до 1514.
Установив, что истица имеет право на обеспечение ее несовершеннолетнего сына местом в детском дошкольном учреждении в первоочередном порядке, а расширительное толкование административными ответчиками перечня лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях, приведет к нарушению прав иных лиц, в том числе, имеющих право на первоочередное обеспечение местами, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из положений, предусмотренных в ст. 67 названного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок обеспечения заявителей местами в детских дошкольных учреждениях установлен в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденном постановлением мэрии города Новосибирска от 10 июня 2013 года N 5441.
Суд пришел к правильному выводу, что довод администрации Ленинского района города Новосибирска о том, что лица, уволенные с военной службы, имеют право на внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях, не основан на законе.
Так, в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.
Пункт 5 статьи 23 указанного закона устанавливает, что гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях предоставляются не позднее месячного срока с момента обращения.
Анализируя названную норму закона, суд пришел к выводу, что устанавливая срок обеспечения граждан данной категории местами в детских дошкольных учреждениях, характер льготы при этом не изменяется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе, оснований с ними не соглашаться не имеется.
С учетом изложенного довод жалобы об ошибочном толковании судом нормы закона, не может быть принят во внимание, поскольку предоставление места в дошкольном учреждении во внеочередном порядке детям военнослужащих, уволенных с военной службы положениями п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не установлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает выводы районного суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам. Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 3 ноября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного Управления образования мэрии города Новосибирска - Петрова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.