Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре М. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Марченко Нины Тимофеевны на решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2016 г., которым постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области от 01 марта 2016 г. в отношении заместителя главного бухгалтера министерства здравоохранения Новосибирской области Марченко Н.Т. о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ оставлено без изменения.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Рахматуллина Р.Г., представителя лица, вынесшего постановление Цацура Е.Н., судья
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области от 01 марта 2016 г. Марченко Н.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении указано, что в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. в ходе проведения проверки расходования министерством здравоохранения Новосибирской области субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета выявлено нецелевое использование Министерством средств субвенций, выделенных из федерального бюджета, на осуществление полномочий в области охраны здоровья граждан за счет средств вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" командировочных расходов путем перечисления подотчётному лицу П. на возмещение проживания в гостинице при служебной командировке, подлежащего возмещению за счет средств вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда".
Действия заместителя главного бухгалтера Министерства здравоохранения Новосибирской области Марченко Н.Т. квалифицированы должностным лицом по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Марченко Н.Т. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Марченко Н.Т. обратилась в суд с жалобой, в которой указала на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.
По мнению заявителя, указанные в постановлении расходы на найм жилого помещения при служебных командировках подлежали возмещению по коду 244. Указанные расходы в размере 2000 рублей были проведены через федеральное казначейство, в связи с чем, нарушений не усматривается.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Марченко Н.Т.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене постановленных в отношении Марченко Н.Т. решений и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указано, что возмещение расходов на проживание в гостинице П. осуществлено в соответствии с Законом Новосибирской области от 10.12.2013 N401-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов", и утвержденной бюджетной сметой на 2014 г. В Министерстве здравоохранения Новосибирской области имеется смета данного бюджетного учреждения с утвержденными кодами видов расходов, на основании которой, получены бюджетные средства, в соответствии с доведенными лимитами для Министерства здравоохранения. В смете по коду 122 заложены расходы на оплату суточных, а по коду 244 - расходы по найму жилого помещения при служебных командировках. Марченко Н.Т. за найм жилого помещения П. во время командировки оплатила из средств, заложенных в смете по коду 244. Т.о. в действиях Марченко Н.Т. нецелевое использование денежных средств не усматривается, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ отсутствует.
Жалоба подана в установленной ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий к рассмотрению жалобы не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.
Приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2013 г. N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. В разделе 5(1) Виды расходов, в подразделе 5(1).1. Общие положения закреплено, что виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств (далее - расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - расходы государственных (муниципальных) учреждений).
Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подпункте 5(1).2 настоящего раздела.
Существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов являются:
разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или "натуральной"), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 134 "Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания", 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" и видом расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", а также видами расходов группы 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" (в части элементов видов расходов 321 и 323);
отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) учреждений (в том числе, государственных (муниципальных) органов, органов управления государственных внебюджетных фондов), государственных (муниципальных) учреждений), в следующем порядке:
выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений и иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте - по соответствующим элементам видов расходов, предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда (денежного довольствия) - 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 134 "Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда";
- оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";
Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к настоящим Указаниям.
Увязка кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления представлена в приложении 5.1 к настоящим Указаниям.
(в ред. Приказа Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
В соответствии с п. 5(1).2. Виды расходов бюджетов бюджетной системы РФ и правила их применения, 100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами: 122- Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда
По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по осуществлению работникам государственных (муниципальных) органов, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, обусловленных их статусом командировочных и иных выплат и компенсаций, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, не включенных в фонд оплаты труда.
244 - Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений не отнесенных согласно настоящих Указаний к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на:
закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам;
расходы на оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции);
оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин);
оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения (в том числе, с использованием удаленных web-камер);
приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги;
приобретение запасных частей, картриджей, тонера и иных расходных материалов, заправке картриджей к специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ;
оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий;
приобретение навигаторов;
приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения;
оплату абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой;
создание и обслуживанию систем радиооповещения;
пересылку (доставку) получателям социальных выплат (в увязке с соответствующим направлением расходов, предназначенным для отражения указанных выплат);
оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика.
Также по данному виду расходов подлежат отражению расходы на:
обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
выплаты физическим лицам вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 512 "Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы";
приобретение в собственность акций акционерных обществ у третьих лиц.
Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, в период с 18.11.2015 по 15.12.2015 проведена проверка расходования министерством здравоохранения Новосибирской области субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета имеющих целевое назначение, на осуществление переданных органам государственной власти субъектов полномочий РФ в области охраны здоровья граждан за период 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., проверкой установлено, что расходование средств в сумме 2000 рублей произведено Министерством здравоохранения НСО не по целевому назначению бюджетных средств.
Установлено, что на основании приказа Врио министра от 16.06.2014г. N340-к, командировочного удостоверения от 16.06.2014 и служебного задания консультант отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности П. был направлен в командировку. В связи с чем П. возмещена компенсация расходов на проживание в гостинице в размере 2000 рублей.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия заместителя главного бухгалтера Министерства здравоохранения Новосибирской области Марченко Н.Т. образуют состав административного правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по ст.15.14 КоАП РФ.
Судья исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено факт нецелевого расходования Министерством здравоохранения средств субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета. Так Марченко Н.Т. выписала сотруднику П. расходы на возмещения проживания в гостинице в период командировки по авансовому отчету от 23.06.2014 N29 в размере 2000 рублей и провела указанную сумму по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд вместо вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда".
Нахожу выводы судьи районного суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Как установлено судом, Марченко Н.Т. являясь заместителем главного бухгалтера Министерства здравоохранения РФ, осуществила использование денежных средств не по целевому назначению в размере 2000 рублей.
Как правильно указано в решении судьи районного суда, пункт 5.2. Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N65н, разграничивает виды расходов. Марченко Н.Т., при определении вида расходов следовало руководствоваться данными Указаниями.
Смету, уведомление от 12.02.2014 N87 на получение компенсации, заявку на кассовый расход от 25.06.2014 N00884 составила сама Марченко Н.Т., она же определиласуммы по кодам в пределах лимита бюджетных обязательств (л.д. 24-26, 33), а впоследствии, она и исполняла смету.
При составлении сметы, запросе денежных средств, Марченко Н.Т. неверно были заложены расходы по их видам, что впоследствии и повлекло нецелевое использование.
Согласно журналу бухгалтерских операций 25.06.2014 произведено перечисление денежных средств подотчетному лицу П. в размере 2000 рублей.
Т.о. факт осуществления расходов подтверждается материалами дела, в связи с чем доводы жалобы о том, что расходование средств произведено Марченко Н.Т. по целевому назначению, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела и не основаны на законе.
При этом, для привлечения к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ правового значения не имеет в какой момент средства отнесены к расходам, не соответствующим требованиям Приказа Минфина России от 01.07.2013 г. N65н: в момент составления сметы или в момент ее исполнения. В том и другом случае расходы отнесены по коду не в соответствии с Приказом N65н, в результате действий Марченко Н.Т.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достоверности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки доказательств, на что направлены доводы жалобы Марченко Н.Т., не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Марченко Н.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, полагаю, что и должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях Марченко Н.Т. вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Марченко Н.Т. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Марченко Н.Т. в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2016 г., основанного на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2016 г. - оставить без изменения, жалобу Марченко Нины Тимофеевны - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-664-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.