Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
Судей Свиренко О.В., Гончаровой О.С.
при секретаре Артемьевой М.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя истца Шафикова В.Ф. по доверенности Васильченко Е.М. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 14 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шафикова В.Ф. - отказать в полном объеме.
установила:
Шафиков В.Ф. обратился в Пресненский районный суд г.Москвы с исковым заявлением к Правительству РФ, Министерству финансов РФ просил обязать Правительство РФ выделить деньги Министерству финансов РФ на покупку жилого помещения и предоставить в собственность ему благоустроенное жилое помещение на одиноко проживающего не менее 33 кв.м. в черте г. Энгельса Саратовской области.
Свои исковые требования, мотивировав тем, что истец является гражданином, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам, которые до 01.01.2005 г. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Когда подошла его очередь на получение жилья, постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.09.2011 г. N *** истец был исключен из списка нуждающихся в получении жилого помещения. Данное постановление истцом было обжаловано в суде и принятое администрацией постановление было отменено. На основании справки, выданной администрацией от 19.11.2013 г. истец числится в списке очередности военнослужащих граждан под N1. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Ссылаясь на нормы права и полагая свое право нарушенным истец обратился с исковыми требованиями к Правительству РФ, Министерству финансов РФ. Также истец просил взыскать представительские расходы за проезд в связи с явкой в суд в сумме *** руб.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности исковые требования поддержали, полагали иск подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика Правительства РФ, действующая по поручению и доверенности в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по мотивам изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.
Ответчик Министерство финансов РФ, о дате и месте рассмотрения уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем на основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие данного ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель истца Шафикова В.Ф. по доверенности Васильченко Е.М., ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Шафиков В.Ф., его представитель Васильченко Е.М. в заседание судебной коллегии не явились.
Судебное извещение, направленное Шафикову В.Ф. возвращено за истечением срока хранения.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Применительно к правилам ч.2 ст.117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Представитель Шафикова В.Ф. Васильченко Е.М. извещен надлежащим образом, судебное извещение получено адресатом 14 июля 2016 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
При таких данных, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Шафикова В.Ф. и его представителя Васильенко Е.М.
Проверив материалы дела, выслушав действовавшую на основании поручения Правительства РФ представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по доверенности Калинову К.В. возражавшую против отмены постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. ст. 1, 2, 3, 4, 5 Федерального Конституционного Закона N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ, ст. ст. 13, 14, I 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 Федерального Конституционного Закона N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 12010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее -Закон) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Закона, жилыми помещениями путём: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Частью 5 статьи 3 Закона закреплено, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, иных источников финансирования данных мероприятий не предусмотрено.
В соответствии с законодательством о бюджете на 2014 и 2015 финансирование мероприятий не осуществлялось и не было предусмотрено.
Между тем, в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 889), в 2016-2017 годах предусмотрено выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы.
В соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" также предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели, в том числе бюджету Саратовской области в объеме 3,7 млн. рублей.
В настоящее время подготовлен и проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации, который будет регламентировать порядок предоставления в 2016 году субвенций из федерального бюджета для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в уполномоченный орган по месту своего жительства.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая спор, суд исходил из того, что если гражданин поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязанность по предоставлению данного жилого помещения возложена на муниципалитет соответствующего муниципального образования субъекта РФ, в котором состоит на учете данный гражданин в порядке очередности.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий.
При указанных обстоятельствах, с момента принятия на учет нуждающегося истца и членов его семьи муниципальное образование - в настоящем случае город Энгельс Саратовской области, приняло на себя обязательство по обеспечению истца жилым помещением муниципального жилищного фонда.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями выше приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение жильем указанной категории граждан Российской Федерации, к которой отнесен истец, не входит в компетенцию и полномочия ответчиков.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Шафикова В.Ф. по доверенности Васильченко Е.М.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.