Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Курочкиной О.А., Быковской Л.И.
при секретаре: Д.В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы на решение Никулинского районного суда города Москвы от 04 марта 2016 года, которым постановлено:
Административный иск Садовниковой Т.М. к Департаменту городского имущества г. Москвы, ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" об оспаривании решения об отказе в признании малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - удовлетворить частично.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть и принять решение в форме распоряжения по итогам рассмотрения заявления Садовниковой Т.М. о признании Садовниковой Т.М., *** г.р., в составе семьи из пяти человек: муж - Садовников Н.А., *** г.р., сын - Садовников Н.Н., ***г.р., дочь - Садовникова Е. Н., *** г.р., внучка - Садовникова В.П., *** г.р., малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
В удовлетворении требований Садовниковой Т.М. об обязании Департамента городского имущества г. Москвы признать семью Садовниковой Т.М. малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений -отказать.
установила:
Садовникова Т.М. обратилась в суд с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в признании малоимущими и просила суд признать незаконным отказ в признании ее семьи малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), обязать ДГИ г. Москвы рассмотреть ее заявление о признании её и её семьи малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) и вынести решение по заявлению в форме Распоряжения.
В обоснование заявления указала на то, что уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 24 августа 2015 года N ДГИ-И-38294/15 "Об отказе в предоставлении государственной услуги") ее семье в составе пяти человек (она, муж - Садовников Н.А., сын - Садовников Н.Н., дочь - Садовникова Е.Н., внучка - Садовникова В.П.,) было отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в связи с отсутствием в полном объеме сведений о составе семьи; отсутствием правоустанавливающих документов с места жительства Садовникова А.П.; отсутствием документов, необходимых для определения размера имущественной обеспеченности (выписки из лицевого счета застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации и справки из Департамента труда и занятости населения города Москвы за период январь, июль-декабрь 2013 и 2014 года Садовниковой Е.Н.; справки о получении социальных выплат за 2013-2014 гг. на Садовникову В.П., Садовникова А.П.).
Полагает данный отказ необоснованным и незаконным, поскольку в соответствии с перечнем документов, необходимых для обращения с заявлением о признании малоимущими, ею были представлены подлинники паспортов всех членов семьи, копии которых были заверены сотрудником службы "одного окна", также были представлены документы с места регистрации Садовникова А.П. и выписка из ЕГРП по месту его регистрации, к заявлению были приложены ИНН всех членов семьи, справки о доходах, справки о выплате детских пособий.
Садовникова Т.М., представитель ДГИ г. Москвы, ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение о частичном удовлетворении заявления Садовниковой Т.М., не согласившись с которым представитель Департамента городского имущества г. Москвы подал апелляционную жалобу и просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Садовниковой Т.М. не был представлен полный пакет документов.
Садовникова Т.М., представитель ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" на заседание судебной коллегии не явились, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя ДГИ г. Москвы Кузнецова Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 11 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в - жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно ст. 6 Закона г. Москвы от 25.01.2006 г. N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее -заявление). Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
Пунктом 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 г. N 115-ПП установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в том числе, сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи.
В соответствии с п. 2.3. Регламента при приеме документов государственные гражданские служащие, работники службы "одного окна" обязаны: проверить правильность оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, в том числе соответствие представленных копий документов их оригиналам. Незаверенные копии заверяются подписью ответственного сотрудника, осуществляющего прием документов, и штампом службы "одного окна".
Судом установлено, что Садовникова Т.М. на основании договора социального найма жилого помещения N 5721-01-2013-0767902 от 04.12.2013 года является нанимателем двухкомнатной квартиры N *** общей площадью (без летних) 44,9 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м.., расположенной по адресу: ***. Совместно с нанимателем в квартире зарегистрированы по месту проживания: Садовников Н.А. - муж нанимателя; Садовникова Е.Н. рождения - дочь нанимателя; Садовников Н.Н. - сын нанимателя; Садовникова В.П. - внучка нанимателя.
16.07.2015 года Садовникова Т.М. обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Уведомлением от 24 августа 2015 года N ДГИ-И-38294/15 "Об отказе в предоставлении государственной услуги") . Садовниковой Т.Н. отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в связи с отсутствием в полном объеме сведений о составе семьи (в копии паспорта Садовникова Н.Н. отсутствует страница "Семейное положение", "дети", в копии паспорта Садовниковой Е.Н. отсутствует страница семейное положение"); отсутствуют правоустанавливающие документы с места жительства Садовникова А.П.; отсутствуют документы, необходимые для определения размера имущественной обеспеченности (выписки из лицевого счета застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации и справки из Департамента труда и занятости населения города Москвы за период январь, июль-декабрь 2013 и 2014 года Садовниковой Е.Н.; справка о получении социальных выплат за 2013-2014 гг. на Садовникову В.П., Садовникова А.П.).
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановлением Правительства Москвы N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме одного окна заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", Законом г. Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", ФЗ от 27 августа 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Садовниковой Т.М. и обязал Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть и принять решение в форме распоряжения по итогам рассмотрения заявления Садовниковой Т.М. о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к заполненному заявлению установленного образца были приложены копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих сведения о заявителе и членах ее семьи; что обязанность по проверке правильности оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, в том числе соответствие представленных копий их оригиналам, возложена на работников службы "одного окна", что предусмотренный Жилищным Кодексом РФ вопрос о признании малоимущими семьи Садовниковой Т.М. не рассматривался, своего суждения ДГИ г. Москвы по данному вопросу не высказал, несмотря на то, что именно к полномочиям ДГИ г. Москвы относится рассмотрение и принятие решения по вопросу о признании граждан малоимущими в целях постановки на жилищный учет.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, изложены в мотивировочной части решения, и оснований с ними не согласится, судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что заявителем не был представлен полный комплект документов, необходимых для признания заявителя малоимущим, в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), не может служить основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции, т.к. опровергается копией заявления (л.д.76) из которого следует, что при подаче заявления были переданы: копии паспортов, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о заключении брака, копия ИНН, копии трудовых книжек, копия договора социального найма, финансовый лицевой счет, , выписка из домовой книги, справка 2НДФЛ, копии уведомлений из налоговой, справки о получении пособий, выписка из ЕГРП. Из отзыва на исковое заявление ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" от 02.03.2016 следует, что 19 декабря 2015 г. Садовникова Т.М. обратилась в ГБУ "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" района Очаково-Матвеевское с заявлением о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования). В указанную дату заявление вместе с приложениями было отправлено в Департамент. 22 декабря 2015 г. Садовникова Т.М. в дополнение к заявлению подала в МФЦ района Очаково-Матвеевское дополнительны пакет документов, которые 23 декабря были отправлены в Департамент.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Указанные в ст. 195 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции при вынесении решения суда были соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.