Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу Балукова А.В. на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 31 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по экономическому развитию и управлению муниципальной собственности Балукова А.В.
установил:
постановлением начальника отдела контроля закупок для муниципальных нужд управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 31 марта 2016 года N 115/3-16-м заместитель главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по экономическому развития и управлению муниципальной собственностью Балуков А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 31 мая 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе Балуков А.В. просит отменить состоявшиеся по делу решения, производство по делу прекратить, фактически ссылаясь на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения. Полагает, что исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления администрации Балаковского муниципального района от 16 июля 2014 года N 3346, у уполномоченного органа отсутствовали основания для внесения изменений в аукционную документацию.
Защитник заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по экономическому развития и управлению муниципальной собственностью Балукова А.В. - Клочкова Ю.С. поддержала доводы жалобы, просила решение судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку у Уполномоченного органа отсутствовали основания для внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с положением статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 16 июля 2014 года N 3346. Принятие такого решения о внесении изменений в документацию об аукционе лежит на заказчике.
Должностное лицо министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, вынесшее постановление о привлечении Балукова А.В., к административной ответственности - Исайкина М.В., старший помощник прокурора города Балаково Саратовской области - Череповский А.А. возражали по доводам жалобы, просили решение судьи оставить без изменения, ссылаясь, в том числе на пункты, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.15 Порядка взаимодействия муниципального органа уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и муниципальных заказчиков Балаковского муниципального района, утвержденного постановлением от 16 июля 2014 года N 3346. Исайкина М.В. также поддержала письменные объяснения, указанные в отзыве.
Балуков А.В. будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 65 Закона N 44-ФЗ, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона (часть 1). Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3). В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4). Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5). Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней (часть 6).
По делу установлено, что 31 марта 2015 года уполномоченным органом - администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0160300003215000080 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на окна из ПВХ профиля в зале заседания на 5-ом этаже здания администрации Балаковского муниципального района для нужд МКУ "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" с начальной (максимальной) ценой контракта 534392,33 руб., а также документация об аукционе, утвержденная распоряжением главы администрации Балаковского муниципального района от 31 марта 2015 года N 281-р.
В разделе 1 "Требования, предъявляемые к предмету закупки" Технического задания (Приложение N 1 к документации об аукционе) содержится описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики. В разделе 2 Технического задания установлены условия выполнения работ. В уполномоченный орган поступил запрос с темой - "Техническое задание" следующего содержания: "1) Чем остеклена конструкция согласно Вашего эскиза, от отметки 2400-4800? 2) Возможна ли установка в зале строительных лесов? 3) Чьими силами осуществляется подготовка рабочей зоны?".
03 апреля 2015 года на официальном сайте уполномоченным органом - администрацией в лице заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по экономическому развитию и управлению муниципальной собственностью Балукова А.В. на бланке администрации с исходящей датой от 03 апреля 2015 года за номером 636 указано: "Согласно техническому заданию установлены следующие материалы, используемые при выполнении работ - Заполнение: сэндвич-панель 32 мм, стеклопакет двухкамерный 4/10/4/10/4. 2) При выполнении работ возможна установка строительных лесов в актовом зале высотой не более шести метров. 3) Согласно п. 2.1 приложения N 3 к аукционной документации стоимость работ по настоящему контракту включает в себя все расходы и затраты, связанные с выполнением работ (в том числе затраты и расходы на подготовку рабочей зоны).
Тем самым данное разъяснение дано с нарушением требований части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ, поскольку в пункте 1 указанных разъяснений фактически разъяснены не положения документации об Аукционе, а эскиз (схема) окна, размещенный на официальном сайте в качестве разъяснений документации об Аукционе в соответствии с предыдущими письмами администрации от 01 апреля 2015 года N 604, N 605, от 02 апреля 2015 года N 614, так как Техническое задание (приложение N 1 к документации об Аукционе) не содержит показателей размеров окна, соответственно, такого показателя как отметка окна - "от 2400-4800".
Вышеуказанные разъяснения выходят за предел описания объекта закупки, предусмотренного Техническим заданием (приложение N 1 к документации об Аукционе). При этом изменения в документацию об аукционе уполномоченным органом не внесены.
По факту выявленного нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок заместителем прокурора города Балаково Саратовской области 22 марта 2016 года в отношении Балукова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии у уполномоченного органа правовых оснований для внесения изменений в аукционную документацию, в связи с отсутствием соответствующего решения заказчика, не влияют на законность и обоснованных принятых по делу решений.
Так в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами: 1) осуществление данными органами полномочий на: а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков; б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков; 2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков; 3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков; 4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (часть 5). Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей (часть 10). К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (часть 11).
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 16 июля 2014 года N 3346 администрация Балаковского муниципального района Саратовской области определена уполномоченным органом на осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Балаковского муниципального района саратовской области.
Согласно пункту 2 данного постановления непосредственное осуществление полномочий по осуществлению функций на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков, в том числе МКУ "УТХО РНД и АД", возложено на отдел муниципального заказа администрации Балаковского муниципального района.
Распоряжением главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 марта 2015 года N 170-рк заместитель главы Балаковского муниципального района по экономическому развитию и управлению муниципальной собственностью организует оперативное и перспективное решение вопросов формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за размещением и исполнением муниципального заказа, отвечает за работу отдела муниципального заказа.
В соответствии с Положением о порядке взаимодействия муниципального органа уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и муниципальных заказчиков, иных заказчиков Балаковского муниципального района, утвержденным вышеуказанным постановлением от 16 июля 2014 года N 3346, уполномоченный орган, в том числе на основании представленного заказчиком пакета документов: формирует извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, проект контракта, заключаемого по результатам проведения запроса котировок, документацию о проведении запроса предложений в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе; принимает решение о внесении изменений либо об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные Федеральным законом о контрактной системе по собственной инициативе и (или) по заявке заказчика, подавшего такую заявку, обеспечивает размещение извещения в единой информационной системе в сроки, установленные Федеральным законом о контрактной системе; размещает в единой информационной системе документацию о закупке и изменения, вносимые в такую документацию, разъяснения положений документации о закупках (пункты 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4).
Исходя из пункта 3.1.15 указанного Положения, уполномоченный орган на основании представленного заказчиком пакета документов при соответствующем запросе от участников закупки совместно с заказчиком разъясняет положения документации о закупке, результаты закупки, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в порядке и сроки, установленные Федеральным законом о контрактной системе.
Таким образом, решение органа местного самоуправления об осуществлении полномочий заказчика уполномоченным органом и указанный порядок взаимодействия не исключает обязанность уполномоченного органа при разъяснении положений документации о закупках по соблюдению требований части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
При таком положении должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии вины Балукова А.В. в нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом доказательств, подтверждающих принятие Балуковым А.В. всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие у уполномоченного органа возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого последнему правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности отсутствуют.
Наказание Балукову А.В. назначено в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по правилам статей 4.1-4.3 КоАП РФ.
Правовых оснований, предусмотренных частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения размера административного штрафа не имеется.
Постановление о привлечении Балукова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы жалобы сводятся к переоценке представленных по делу доказательств и к неверному толкованию заявителем норм действующего законодательства. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. При таком положении оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 31 мая 2016 года и постановление начальника отдела контроля закупок для муниципальных нужд управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 31 марта 2016 года N 115/3-16-м по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по экономическому развитию и управлению муниципальной собственности Балукова А.В. оставить без изменения, жалобу Балукова А.В. - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.