Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Рябихина О.Е.,
при секретаре Сливиной З.Г.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах Никитиной В.Я. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Кировского районного суда города Саратова от 11 мая 2016 года, которым иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения истца Никитиной В.Я., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего решение суда обоснованным, обсудив доводы жалобы, возражения относительно неё, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Кировского района города Саратова в интересах Никитиной В.Я. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Кировского района) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом "адрес", расположенный по адресу: "адрес", в котором на условиях социального найма проживает Никитина В.Я. с членами своей семьи: сыном Степановым В.Б., дочерью Лиферовой И.Г., внучкой Степановой В.В., заключением межведомственной комиссии N 7/К-2 от 19 декабря 2014 года признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени вопрос об отселении жильцов дома не разрешен, помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 11 мая 2016 года на администрацию МО "Город Саратов" возложена обязанность по предоставлению вне очереди по договору социального найма Никитиной В.Я. на семью составом из четырех человек благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 22,2 кв.м, состоящего не менее чем из двух комнат, находящегося в пределах МО "Город Саратов". В удовлетворении исковых требований к администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в распоряжении администрация МО "Город Саратов" срока расселения граждан из занимаемых помещений, отсутствие нарушений прав истца, а также правовых оснований для предоставления истцу вне очереди жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Кировского района города Саратова и третье лицо Степанов В.Б. просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного постановления в части удовлетворения исковых требований к администрации МО "Город Саратов" в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Никитина В.Я. является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 22,2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Совместно с ней в жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя проживают и зарегистрированы: сын - Степанов В.Б., дочь - Лиферова И.Г., внучка - Степанова В.В. (л.д. 12-14).
Согласно заключению N 7/К-2 от 19 декабря 2014 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вышеназванный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.7-9).
Распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 30 января 2015 года N 35-р собственникам помещений в данном доме указано на необходимость произвести отселение из занимаемых помещений в течение трёх месяцев со дня издания распоряжения, а также произвести снос дома до 1 января 2016 года. Кроме того, указано на необходимость администрации Кировского района и комитета по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в названном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (л.д. 10).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 2, п. 8 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15, ч.ч. 1, 2 ст. 57, ст. 85, ст. 87, ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ, исходил из того, что распоряжение администрации МО "Город Саратов" по предоставлению истцу жилого помещения не исполнено и отсутствие у органа местного самоуправления свободных жилых помещений не является основанием для освобождения его от обязанности по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения взамен непригодного жилого помещения.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части удовлетворения исковых требований к администрации МО "Город Саратов" о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Порядок признания граждан малоимущими в Саратовской области определен Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции Закона Саратовской области от 28 мая 2008 года N 127-ЗСО), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения (ст. 5 Закона).
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены её семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и вновь принятых судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу доказательств (уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и выписки из ЕГРП от 05 августа 2016 года), Никитина В.Я., Степанова В.В., Лиферова И.Г. (л.д. 9, 88, 89) в собственности каких-либо жилых помещений не имеют. Между тем согласно выписке из ЕГРП от 05 августа 2016 года член семьи истца - Степанов В.Б. является участником общей совместной собственности в праве на трехкомнатную квартиру общей площадью 65,6 кв.м по адресу: "адрес".
Несмотря на разъяснения судебной коллегии о необходимости предоставления стороной истца доказательств, подтверждающих объективную нуждаемость Никитиной В.Я. и членов ее семьи в жилом помещении и отнесение их к категории малоимущих граждан, таковых доказательств представлено не было.
Напротив, из информации прокуратуры Кировского района от 02 сентября 2016 года и ответа государственного автономного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" от 31 августа 2016 года, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, следует, что истец и члены ее семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского района не состоят, малоимущими гражданами не являются.
Данные обстоятельства Никитина В.Я. в суде апелляционной инстанции не оспаривала.
Достаточных доказательств, подтверждающих, что дальнейшее проживание в доме, где проживает истец, создает реальную угрозу для жизни и здоровья нанимателю и членам ее семьи, не представлено.
Сам факт издания распоряжения органа местного самоуправления о проведении мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в вышеназванном доме на условиях социального найма, других жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, не свидетельствует о наличии оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для понуждения органа местного самоуправления к предоставлению истцам жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела.
На основании изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Город Саратов" (п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 11 мая 2016 года в части удовлетворения исковых требований первого заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах Никитиной В.Я. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.