Костромской областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Политовой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Костромской области к Думе г. Костромы об оспаривании Решения Думы города Кострома от 17 декабря 2015 года N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы",
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы города Кострома от 17 декабря 2015 года N 270 установлены на 2016 год значения корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы.
Решение опубликовано 29 декабря 2015 года в печатном издании "Официальный вестник города Костромы" N 57.
Заместитель прокурора Костромской области обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что данное решение принято неуполномоченным лицом и противоречит федеральному законодательству.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ). Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям Администрации Костромской области (пункт 5 статьи 4 Закона Костромской области от 18.07.2002 г. N 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений"). Формула расчета размера арендной платы установлена Постановлением Администрации Костромской области от 07.07.2015 г. N 251-а, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области (далее - Порядок).
Данным порядком предусмотрено, что значения корректирующего коэффициента (Кк) устанавливаются органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками, исходя из принципа экономической обоснованности установления размера арендной платы с учетом доходности земельных участков по следующим категориям земель:
по видам разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов;
по группам земель сельскохозяйственного назначения;
по группам земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
по группам земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (пункт 6).
В силу пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 42 Устава муниципального образования городской округ город Кострома, принятого Решением Думы города Кострома от 26.05.2005 г. N 41, Администрация г. Костромы распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, лицом, уполномоченным на установление значений корректирующего коэффициента, является Администрация г. Костромы, что свидетельствует о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным органом.
Кроме того, оспариваемый акт принят с нарушением норм федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7. ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, среди которых принцип экономической обоснованности, предусматривающий установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, и принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.
Однако прокуратурой при проверке установлено, что финансово-экономическое обоснование как документ, приложенный к проектам решений от 17.12.2015 г. N 270, от 28.04.2016 г. N 96 (которым внесены незначительные изменения в оспариваемый акт), какого-либо экономического обоснования установления коэффициента Кк в предусмотренных оспариваемым актом размерах не содержит. В результате принятия оспариваемого акта значения корректирующего коэффициента по отдельным категориям арендаторов возросли. В частности, на земельные участки магазинов, рынков, ярмарок, объектов общественного питания, стационарных АЗС, ресторанов, кафе, закусочных коэффициент вырос с 1,58 и 1,02 до 2,8. Соответственно произошел значительный рост арендной платы. Изменение Думой городского округа г. Кострома значений коэффициента Кк без соблюдения принципа экономической обоснованности, повлекшее увеличение арендной платы, свидетельствует о нарушении положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, имеющего большую юридическую силу.
Прокурор просит признать недействующим оспариваемое решение с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Костромской области Рылова Т.В. административные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, суду пояснила, что значения коэффициента Кк, исходя из утвержденных Правительством РФ принципов определения арендной платы, должны устанавливаться в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом городского округа, основываясь на доходности земельного участка в конкретной зоне, путем проведения оценочного зонирования территории. Однако такая оценка не проводилась. Граждане имеют право платить обоснованно и законно установленную плату за землю, а не произвольно установленную. Отсутствие экономического обоснования оспариваемого коэффициента свидетельствует о нарушении указанного права граждан. При определении значений оспариваемого коэффициента не учитывался принцип доходности земельных участков.
Представитель Думы города Кострома Морозов С.А. возражал против удовлетворения административного иска, суду пояснил (в возражениях на административное исковое заявление указал - т. 1 л.д. 36-42, 78-82, т. 2 л.д. 3-6), что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Думы г. Костромы и соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагает, что Администрация г. Костромы согласно Уставу городского округа г. Костромы не имеет права принимать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения неопределённым кругом лиц. Право принятия нормативно-правовых актов есть только у Думы г. Костромы. Уставом не распределены полномочия между органами местного самоуправления по определению арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в Уставе не содержится нормы о том, что Администрация г. Костромы имеет право на определение размера арендной платы за такие земли. Следовательно, в силу пункта 52 части 2 статьи 29 Устава принимать нормативно-правовые акты по таким (нераспределённым) вопросам имеет право именно Дума г. Костромы. Полагает, что Администрация Костромской области не имеет права определять полномочия органов местного самоуправления, поскольку в силу части 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления могут быть определены только Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Считает, что отсутствует нарушение прав неопределённого круга лиц. Круг лиц, с кем заключены договоры аренды, определён. Поскольку формула, по которой определяется размер арендной платы, состоит из множества компонентов, некоторые из которых увеличились в 2016 году по сравнению с предыдущими значениями, утверждать, что размер арендной платы вырос исключительно за счет увеличения значений корректирующего коэффициента, нельзя. В частности, рост размера арендной платы произошел вследствие увеличения кадастровой стоимости земельных участков, увеличения значений коэффициента Ки. Размер арендной платы за участки, предоставленные с торгов, в 3 раза больше размера арендной платы за земельные участки, предоставленные без торгов. Данное соотношение остается неизменным на протяжении 2014-2016 годов. Считает, что при установлении размера арендной платы должен также соблюдаться принцип запрета необоснованных предпочтений. Установление корректирующего коэффициента одним органом свидетельствует о соблюдении этого принципа. Отмечает, что бюджет города Кострома дефицитный.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Костромы Матвеева Ю.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Думы г. Костромы, в надлежащей форме, с соблюдением установленного порядка и формы принятия, не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Считает, что производство по делу подлежит прекращению, так как круг лиц, в интересах которых выступает прокурор, является определённым, это лица, с которым заключены договоры аренды. Следовательно, прокурор не имеет права на подачу подобного административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Рыжов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил (в возражениях на административное исковое заявление указал - т. 1 л.д. 193-196), что проект оспариваемого решения разработан Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы внесен в Думу г. Костромы Администрацией г. Костромы. В связи с этим считает, что задействована воля всей структуры органов местного самоуправления на принятие данного правового акта, поэтому нельзя говорить о нарушении полномочий. Полагает, что по большей части значений коэффициента, содержащихся в оспариваемом акте, прокуратурой не доказано нарушение чьих-либо прав и законных интересов. При расчете значений корректирующего коэффициента Управление проанализировало 17 групп видов разрешенного использования и на основании проведённого анализа выделило три надгруппы. Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, приняты Управлением как экономически обоснованные, данными правилами Управление руководствовалось при разработке проекта оспариваемого решения. В подпункте "в" пункта 3 правил установлено, что в отношении земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента. В соответствии с данным пунктом Управление рассчитало арендную плату по земельным участкам указанных видов разрешенного использования, а также рассчитало размер арендной платы по установленному администрацией области порядку, но без применения корректирующего коэффициента. Затем значения корректирующего коэффициента устанавливали таким образом, чтобы приравнять размер арендной платы, рассчитанной без применения этого коэффициента, к размеру арендной платы, рассчитанному в соответствии с требованиями вышеуказанных правил. По иным видам разрешенного использования для определения размера арендной платы за основу был взят пункт 6 правил. С использованием имеющихся в распоряжении Управления отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков, прилагавшихся к заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости, рассмотренным в комиссии или суде, была определена среднерыночная стоимость земельных участков по различным видам разрешенного использования. Исходя из полученных значений среднерыночной стоимости земельных участков, на основании пункта 6 правил определена стоимость аренды, на основании которой и определялся оспариваемый коэффициент.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Думы города Кострома от 17 декабря 2015 года N 270 установлены на 2016 год значения корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы.
Решение опубликовано 29 декабря 2015 года в печатном издании "Официальный вестник города Костромы" N 57.
Решением Думы города Костромы от 28 апреля 2016 года N 96 в приложение к Решению Думы г. Костромы от 17.12.2015 г. N 270 внесены изменения.
Данное решение опубликовано 06 мая 2016 года в печатном издании "Официальный вестник города Костромы" N 19.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 39.7. ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Законом Костромской области от 18.07.2002 г. N 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений" установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Администрации Костромской области (пункт 5 статьи 4).
Постановлением Администрации Костромской области от 07.07.2015 г. N 251-а утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области (далее - Порядок), в соответствии с которым расчет арендной платы за земельный участок на основании кадастровой стоимости осуществляется по формуле:
А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк,
где:
А - арендная плата за земельный участок в год, рублей;
Кст - кадастровая стоимость земельного участка, рублей;
Ка - коэффициент, учитывающий категории арендаторов земельных участков;
Кв - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов, или его назначение, в случае если земельный участок составляет земли иных категорий;
Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший со дня утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
Кк - корректирующий коэффициент (пункт 6 Порядка).
Пунктом 6 данного порядка также предусмотрено, что значения корректирующего коэффициента (Кк) устанавливаются органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками, исходя из принципа экономической обоснованности установления размера арендной платы с учетом доходности земельных участков по следующим категориям земель:
по видам разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов;
по группам земель сельскохозяйственного назначения;
по группам земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
по группам земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов.
Таким образом, Администрация Костромской области, полномочная в силу федеральных норм и закона субъекта (Земельный кодекс РФ и Закон Костромской области от 18.07.2002 г. N 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений") определять размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставила право установления значений корректирующего коэффициента для расчета арендной платы за такие земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, органам, уполномоченным на распоряжение этими земельными участками.
Пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с положениями Устава муниципального образования городского округа город Кострома (далее - Устав), принятого Решением Думы города Кострома от 26.05.2005 г. N 41, Администрация города Кострома распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если законодательством Российской Федерации, Костромской области не предусмотрено иное (подпункт 1 пункта 4 статьи 42).
Исходя из приведённых нормативных положений суд приходит к выводу о том, что именно Администрация города Кострома, как орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, полномочна устанавливать значения корректирующего коэффициента для расчета арендной платы по таким землям, а Дума г. Костромы не обладает полномочиями по установлению корректирующих коэффициентов, применяемых для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы.
Не свидетельствует о соблюдении вышеприведённых требований о разграничении полномочий факт участия Администрации г. Костромы и Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы в разработке проекта оспариваемого акта.
Данный вывод не опровергается использованием в пункте 2 статьи 3.3. Закона N137-ФЗ термина "предоставление", а в пункте 6 Порядка, подпункте 1 пункта 4 статьи 42 Устава другого термина "распоряжение", поскольку предоставление земельных участков, в том числе в аренду, - это одна из форм распоряжения. В иных положениях Закона N 137-ФЗ речь идет именно о распоряжении земельными участками. Кроме того, следует отметить, что на момент принятия оспариваемого акта, в пункте 2 статьи 3.3. Закона N137-ФЗ было указано именно на распоряжение земельными участками.
Иная трактовка факта использования различных терминов не свидетельствует о наличии у Думы г. Костромы полномочий по определению значений оспариваемого коэффициента для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку Дума города Кострома не обладает полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
Ссылку представителя административного ответчика на абзац 2 пункта 52 части 2 статьи 29 Устава, как на положение, на основании которого именно Дума г. Костромы вправе определять значения корректирующих коэффициентов по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, нельзя признать обоснованной.
Данное положение относит к полномочиям Думы г. Костромы все вопросы, которые федеральными законами и законами Костромской области отнесены к компетенции органов местного самоуправления, но по которым полномочия между органами местного самоуправления не разграничены.
Однако оснований для применения этой нормы в рассматриваемой ситуации не имеется, так как полномочие по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от которого зависит полномочие по определению значений оспариваемого коэффициента, четко определено в статье 42 Устава как относящееся к компетенции Администрации г. Костромы.
Утверждения представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц о том, что Администрация г. Костромы не имеет права принимать нормативно-правовые акты, следует признать ошибочным. Положения статьи 42 Устава, определяющие полномочия Администрации г. Костромы, свидетельствуют о праве администрации принимать нормативно-правовые акты, то есть акты, обязательные для исполнения неопределённым кругом лиц.
Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие у Администрации Костромской области в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) права определять полномочия органов местного самоуправления не может быть признана состоятельной, так как полномочия администрации области, переданные органам местного самоуправления, определены, как уже указано выше, Земельным кодексом РФ и Законом Костромской области от 18.07.2002 г. N 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений", то есть федеральным законом и законом субъекта. Часть 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ лишь предписывает определять полномочия органов местного самоуправления в Уставе, но не говорит о том, что эти полномочия не могут быть определены иными актами, имеющими большую юридическую силу, нежели Устав муниципального образования.
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, именно органы местного самоуправления в силу пункта 3 статьи 39.7. ЗК РФ вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы.
Подпунктом 40 пункта 2 статьи 29 Устава предусмотрено, что Дума г. Костромы устанавливает порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, а также устанавливает порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы.
Этот порядок утвержден Решением Думы города Костромы от 17.12.2015 г. N 269. Частью 1 статьи 8 данного порядка предусмотрено, что значения корректирующего коэффициента Кк для расчета арендной платы за земельные участки устанавливаются решением Думы города Костромы ежегодно до дня внесения в Думу города Костромы проекта решения о бюджете города Костромы на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно данным нормам Дума г. Костромы полномочна устанавливать значения корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что в силу части 1 статьи 37.9. ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, должен определяться в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
К их числу отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В вышеприведённых Порядке определения размера арендной платы, утвержденном Постановлением Администрации Костромской области от 07.07.2015 N 251-а, и Порядке определения арендной платы, утвержденном Решением Думы города Костромы от 17.12.2015 г. N 269, указано, что значения корректирующего коэффициента устанавливаются исходя из принципа экономической обоснованности установления размера арендной платы с учетом доходности земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика Думы г. Костромы доказательств установления значений корректирующего коэффициента исходя из принципа экономической обоснованности установления размера арендной платы с учетом доходности земельных участков представлено не было. Более того, представитель административного ответчика ни в возражениях на административное исковое заявление, ни в пояснениях, данных в ходе рассмотрения дела, не указал, как учитывался принцип экономической обоснованности при определении значений корректирующего коэффициента, а лишь сослался на то, что по данному вопросу пояснения сможет дать представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, так как именно данное управление разрабатывало оспариваемый акт.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Рыжов В.А. дал пояснения о том, как определялись значения корректирующих коэффициентов, но соответствующие расчеты не представил, что фактически исключает возможность их проверки.
Из его пояснений следует, что значения корректирующих коэффициентов определялись на основе Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582.
Определённый в порядке, установленном данными правилами, размер арендной платы использовался в качестве ориентировочного размера, то есть такого размера арендной платы, который может быть установлен органом местного самоуправления за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы.
Исходя из полученных размеров арендной платы, которые Управление посчитало экономически обоснованными, определялись значения оспариваемого коэффициента. Данные значения устанавливались Управлением в таком размере, чтобы при использовании корректирующего коэффициента для расчета арендной платы её размер соответствовал или был приближен к размеру арендной платы, определённому в соответствии с указанными правилами. В том случае, если рассчитанный в соответствии с правилами размер арендной платы получался существенно больше арендной платы, которая уплачивалась в 2015 году, то значение коэффициента уменьшалось, тогда выравнивание размера арендной платы, рассчитанной в соответствии с правилами, с размером, рассчитанным в порядке, предусмотренном администрацией области или Думой г. Костромы, планировалось осуществить не в 2016 году, а в течение 2-3 лет.
Подобный порядок расчета оспариваемого коэффициента не свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности, то есть об учете доходности земельных участков, а по существу подтверждает довод административного истца о фактически произвольном определении значений корректирующего коэффициента, без анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
На необходимость определения значений корректирующего коэффициента в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом городского округа, на основе доходности земельного участка в конкретной зоне, путем проведения оценочного зонирования территории указано также в ответе Администрации Костромской области на запрос прокуратуры Костромской области /т. 1 л.д. 76-77/.
Из материалов административного дела по административному исковому заявлению Пакина А.В. к Думе города Кострома об оспаривании раздела 11 Приложения к Решению Думы г. Костромы от 17 декабря 2015 года N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы", рассмотренного Костромским областным судом, по которому производство было прекращено ввиду устранения нарушений прав истца, следует, что соответствующие расчеты значений корректирующих коэффициентов не были представлены на заседание Думы г. Костромы при принятии оспариваемого акта, в заключении об оценке регулирующего воздействия от 10.12.2015 г., составленном отделом по сопровождению деятельности депутатских комиссий аппарата Думы города Кострома, указано, что при отсутствии какого-либо обоснования вновь вводимые коэффициенты следует признать произвольными и сделать вывод о наличии в проекте положений, которые способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности /административное дело N 3а-22/2016 л.д. 152 оборот - 154, 255-259/.
С доводами представителя заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Рыжова В.А. о том, что доходность учтена в величине среднерыночной стоимости земельных участков, использованной при определении значений коэффициентов, согласиться нельзя, так как соответствующие доказательства этому представлены не были.
Установление для земельных участков некоторых видов разрешенного использования и земельных участков, относящихся к иным категориям земель, кроме земель населенных пунктов, значений корректирующего коэффициента равным "1" или меньше "1" также не свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности, то есть об учете доходности земельного участка.
Если вид разрешенного использования земельного участка не предполагает получение дохода, то это не означает, что данное обстоятельство не должно учитываться при определении размера арендной платы и влиять на данный размер.
Кроме того, суд отмечает, что утвержденные Постановлением Правительства N582 Правила определения размера арендной платы, исходя из их содержания и положений пункта 3 статьи 39.7. ЗК РФ, подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, и не могли быть применены к отношениям, связанным с использованием земель муниципальных образований или земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, оспариваемый акт принят без учета требований федерального законодательства и ему не соответствует.
Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Нарушение прав граждан, по мнению прокурора, выражается в том, что они лишены возможности платить законно установленную арендную плату.
Учитывая, что оспариваемый акт принят без учета требований федерального законодательства и ему не соответствует, суд приходит к выводу о том, что нарушено право граждан, предусмотренное Земельным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ N 582, платить экономически обоснованную арендную плату. Это подтверждается представленными в материалы дела обращениями (жалобами) граждан и организаций по поводу увеличения размера арендной платы /т. 1 л.д. 57-75/.
Доводы представителя административного ответчика о том, что увеличились и другие компоненты формулы, по которой определяется размер арендной платы, а потому нельзя говорить об увеличении арендной платы исключительно за счет увеличения значений оспариваемого коэффициента, юридического значения для разрешения заявленных требований не имеют. Прокурором оспаривается нормативно-правовой акт, которым установлены значения именно одной из составляющих формулы расчета арендной платы - корректирующего коэффициента. Поэтому для рассмотрения настоящего дела не имеют значения факты изменения иных составляющих этой формулы.
Довод представителей заинтересованных лиц об определённости круга лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, является несостоятельным, так как прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта, который распространяет своё действие на неопределённый круг лиц. Возможность посчитать количество заключенных договоров аренды не позволяет однозначно определить круг лиц, в интересах которых подан административный иск.
Доводы стороны административного ответчика о необходимости соблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений и о дефиците бюджета города Кострома не опровергают вывод о несоответствии оспариваемого акта требованиям федерального законодательства.
В связи с этим имеются основания для признания Решения Думы города Кострома от 17 декабря 2015 года N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы" недействующим по причине противоречия федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Так как оспариваемый акт до вынесения судом решения применялся, то он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Официальный вестник города Костромы".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Думы города Кострома от 17 декабря 2015 года N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании "Официальный вестник города Костромы".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.