Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Лабутиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Шиллера А.А. по доверенности Захаркиной Н.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.04.2016, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области удовлетворены.
С Шиллера А.А., проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области взысканы налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 46542 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 827 рублей 46 копеек, земельный налог за 2014 год в размере 318401 рубль, пени по земельному налогу в размере 6384 рубля 80 копеек, всего 372155 рублей 26 копеек.
С Шиллера А.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела судом в размере 6921 рубль 55 копеек.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., судебная коллегия
установила:
11.03.2016 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее Межрайонная ИФНС) N 8 по Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шиллеру А.А. о взыскании недоимки по налогам и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.
Просила суд взыскать с Шиллера А.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере ... рубля и пени по налогу на имущество физических лиц в размере ... рублей ... копеек, недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере ... рубль и пени по земельному налогу в размере ... рубля ... копеек.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Шиллера А.А. по доверенности Захаркина Н.Н. просит изменить решение суда в части взыскания суммы земельного налога и пеней за неуплату земельного налога, взыскать земельный налог, исчисленный исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка. Указывает, что налоговым органом земельный налог за 2014 год исчислен из старой кадастровой стоимости земельного участка в размере ... рублей и не принято во внимание, что 03.09.2013 решением комиссии при Управлении Росреестра по Вологодской области кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере ... рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС N 8 по Вологодской области указывает, что задолженность Шиллера А.А. перед бюджетом с учетом перерасчета земельного налога за 2014 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка ... рублей составляет ... рублей ... копеек, в том числе по налогу на имущество за 2014 год в размере ... рубля, по пени по налогу на имущество в размере ... рублей ... копеек, по земельному налогу за 2014 год в размере ... рублей, пени по земельному налогу в размере ... рублей ... копейка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС N 8 по Вологодской области, административный ответчик Шиллер А.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, не явились в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3);
Указанная обязанность закреплена и в статье 57 Конституции Российской Федерации.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Шиллеру А.А. принадлежало на праве собственности следующее недвижимое имущество: здания (строения, сооружения), расположенные по адресу: "адрес". Указанные сведения предоставлены в налоговую инспекцию органами, осуществляющими кадастровый и технический учет.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01.01.2015 устанавливался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее Закон о налогах на имущество физических лиц, Закон N 2003-1).
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утратил силу Закон от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона от 09.12.1991 N 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона N 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 2003-1 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 284-ФЗ). Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 Закона N 2003-1 и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 2003-1 и пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами технического (кадастрового) учета.
На момент возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество за 2014 годы в силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 284-ФЗ) налог подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 01.10.2015.
Согласно налоговому уведомлению N ... от 23.03.2015 налог на вышеуказанное имущество Шиллера А.А. за 2014 год исчислен в размере ... рубля.
Из материалов дела также следует, что Шиллеру А.А. в 2014 году принадлежал земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ, действующей на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно налоговому уведомлению N ... от 23.03.2015 земельный налог на земельный участок с кадастровым номером N ... за 2014 год исчислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка ... рублей и составляет ... рубль.
Вместе с тем, при исчислении земельного налога за 2014 год налоговым органом не принято во внимание, что на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.10.2012 N П/472 (в редакции приказа от 08.04.2013 N 11/130) от 03.09.2013, кадастровая стоимость, находящегося в собственности Шиллера А.А. земельного участка была определена в размере рыночной стоимости, установленной в Отчете об оценке от 27.06.2013 N ... земельного участка и составила ... рублей вместо ... рублей ... копеек.
Согласно представленной административным ответчиком кадастровой справки территориального отдела N 1 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области от 28.04.2016 (л.д.40), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014, составляет ... рублей. Сведения об указанной стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 11.09.2013.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, что предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), земельный налог за 2014 год с учетом установленных по делу обстоятельств, подлежал исчислению налоговым органом с кадастровой стоимости земельного участка, равной ... рублей, и должен был составлять ... рублей ( ... ), с чем, собственно и согласилась налоговая инспекция в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 год.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год в установленный законом срок (до 01.10.2015) налоговым органом в адрес Шиллера А.А. направлено требование N ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.10.2015 с указанием срока для добровольной уплаты до 27.11.2015.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере ... рублей ... копеек и земельного налога в размере ... рубля ... копеек.
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.
При этом расчет налога на имущество физических лиц ( ... рубля) и пени по указанному налогу ( ... рублей ... копеек) является правильным. Так, пени в размере ... рублей ... копейки начислены за период с 14.05.2015 по 01.10.2015 на сумму задолженности ... рублей ... копеек, из которых ... рублей ... копейки за 2009 год взысканы судебным приказом N 2-1083/2010 от 26.04.2010 и ... рублей ... копеек за 2010 год взысканы судебным приказом N 2-1623/2011 от 01.07.2011; пени в размере ... рублей ... копеек начислены за период с 02.10.2015 по 19.10.2015 на сумму задолженности ... рублей ... копеек ( ... рублей ... копеек за 2009-2010 годы и ... рубля за 2014 год).
Вместе с тем расчет земельного налога за 2014 год и пени по указанному налогу не может быть признан верным с учетом приведенных выше обстоятельств.
Так, налоговым органом на сумму недоимки начислены пени в размере ... рубля ... копеек, в том числе ... рублей ... копейки за период с 19.08.2015 по 01.10.2015 ( ... дня) на сумму задолженности ... рублей (сумма, взысканная судебным приказом N 2-1827/2014 за 2013 год составляла ... рублей, но в связи с частичной оплатой задолженности 17.07.2015 в размере ... рублей, недоимка для пени составила ... рублей); ... рубля ... копеек за период с 02.10.2015 по 19.10.2015 ( ... дней) на сумму задолженности ... рублей ( ... рублей за 2013 год и ... рубль за 2014 год).
Однако, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что задолженность Шиллера А.А. по земельному налогу за 2014 год перед бюджетом составляет ... рублей, соответственно пени по земельному налогу за период с 02.10.2015 по 19.10.2015 ( ... дней) с указанной суммы налога составляют ... рублей ... копеек ( ... ), вместо ... руб. ... копеек, исчисленных инспекцией с суммы налога ... рубль. Таким образом, общая сумма пени, подлежащая уплате Шиллеров А.А. в бюджет, составляет ... рублей ... копейка ( ... ) с недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме ... рублей, без учета пени по земельному налогу за 2014 год с кадастровой стоимости земельного участка ... рублей в размере ... рублей ... копеек.
По утверждению административного истца, содержащемуся в отзыве на апелляционную жалобу, именно эта сумма пени ( ... рублей ... копейка) и подлежит взысканию с Шиллера А.А. в бюджет.
В добровольном порядке требование в части уплаты налога на имущество физических лиц ( ... рубля), земельного налога ( ... рублей) за 2014 год и пени ( ... рублей ... копеек + ... рублей ... копейка) налогоплательщиком не исполнено.
Согласно положениям пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый орган обратился в суд с административным иском в пределах предусмотренного законом срока (11.03.2016).
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлении и требовании, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, пришел к обоснованному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу за 2014 год, а также пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате названных налогов.
Вместе с тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, решение суда в части размера взысканных с Шиллера А.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области земельного налога, пени по земельному налогу, общей суммы взыскания и государственной пошлины, подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.04.2016 в части размера взысканных с Шиллера А.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области земельного налога, пени по земельному налогу, общей суммы взыскания и государственной пошлины изменить.
Взыскать с Шиллера А.А., проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области земельный налог за 2014 год в размере 25710 рублей, пени по земельному налогу в размере 4808 рублей 71 копейка, уменьшив общую сумму взыскания до 77888 рублей 17 копеек и размер государственной пошлины до 2536 рублей 65 копеек.
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.04.2016 оставить без изменения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.