Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Копаневой И.Н.,
судей Ходаковой Л.А., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Салицкой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Муниципального образования г. Алексин на решение Алексинского городского суда Тульской области от 23 мая 2016 года по иску Зимакова Р.О. к администрации муниципального образования город Алексин о признании незаконным распоряжения, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Зимаков Р.О. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Алексин о признании незаконным распоряжения, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что на основании трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме на работу N-п от ДД.ММ.ГГГГ является муниципальным служащим и замещает должность "данные изъяты" муниципального образования "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу он принят на работу с тарифной ставкой (окладом) "данные изъяты" рублей и надбавкой 120 % без испытательного срока. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ допущен к работе с секретными документами по третьей форме и ему установлена ежемесячная надбавка за работу с секретными документами в размере 10 % должностного оклада, т.е. в сумме "данные изъяты" рублей. С ДД.ММ.ГГГГ данная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере "данные изъяты" рублей, ему ответчиком не выплачивается. Основанием для невыплаты надбавки явилось распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении выплаты ежемесячной надбавки за работу с секретными документами Зимакову P.O.". В распоряжении основанием для прекращения выплаты ежемесячной процентной надбавки указано издание распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О возложении обязанностей на "данные изъяты"В.". С данным распоряжением он ознакомлен не был. Решением Алексинского городского суд "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, а также решением Алексинского городского суд "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N установлено, что, несмотря на принятие распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О возложении обязанностей на "данные изъяты"В.", его должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, не изменялись. Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о прекращении его допуска к государственной тайне по предусмотренным в названных нормативных актах основаниям, отсутствуют. Полагал, что незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценил в сумме "данные изъяты" рублей.
Просил признать незаконным распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении выплаты ежемесячной надбавки за работу с секретными документами Зимакову P.O.", взыскать с администрации муниципального образования "адрес" в его пользу компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание истец Зимаков Р.О. не явился, извещен судом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Алексин по доверенности Иванов С.В. исковые требования Зимакова Р.О. не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что Зимаков Р.О. на основании распоряжения N-р был допущен к работе с секретными документами с надбавкой 10 % к окладу "данные изъяты" руб. Позднее распоряжением N-р данная надбавка с Зимакова Р.О. была снята. Администрация приняла такое решение, т.к. истец перестал работать с секретными документами. Полагал оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с законом, права истца не нарушены.
Суд решил:исковые требования Зимкова Р.О. к администрации муниципального образования город Алексин о признании незаконным распоряжения, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении выплаты ежемесячной надбавки за работу с секретными документами Зимакову P.O.".
Взыскать с администрации муниципального образования город Алексин в пользу Зимакова Р.О. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования г. Алексин просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в порядке ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации муниципального образования г. Алексин по доверенности Иванова С.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на оплачиваемый ежегодный отпуск.
Положениями ст. 2 ТК РФ закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, одним из которых является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст.11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
В статье 21, 22 ТК РФ закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно со ст. ст. 144, 145 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Условия оплаты труда руководителей, муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения приведены в ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает муниципальным служащим гарантию в виде права на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, основанную на закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации аналогичном принципе правового регулирования (ст. 2 ТК РФ), праве работника (ст. 21 ТК РФ) и корреспондирующей ему обязанности работодателя по трудовому договор)" (ст. 56 ТК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 1 - 1 Закона Тульской области от 17.12.2007 года N 930-ЗТО "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции с Зимаковым Р.О. заключен трудовой договор N 125 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец принят с ДД.ММ.ГГГГ на работу муниципального служащего на должность "данные изъяты" администрации муниципального образования "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ издан приказ N-п администрации муниципального образования "адрес" о принятии Зимакова Р.О. с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы - "данные изъяты" администрации муниципального образования "адрес" с тарифной ставкой (окладом) "данные изъяты" руб., надбавкой 120%.
Согласно пункту 1.6 трудового договора Зимакову Р.О. установлено денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада "данные изъяты" руб. в месяц (1.6.1.); ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы 120 процентов (1.6.2.); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в зависимости от стажа муниципальной службы (1.6.3.);ежемесячного денежного поощрения из расчета до 11,5 должностных окладов в год (1.6.4.); ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин в размере до 30% должностного оклада (1.6.5.); премии за выполнение особо важных и сложных заданий (1.6.6.); единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов и материальной помощи в размере одного должностного оклада (1.6.7.).
Согласно раздела 5 трудового договора, изменения и дополнения могут быть внесены в настоящий трудовой договор по соглашению сторон, в том числе по инициативе любой из сторон настоящего трудового договора и оформляются они в виде письменных дополнительных соглашений.
При приеме на работу Зимаков Р.О. был ознакомлен с должностной инструкцией, утвержденной главой администрации муниципального образования "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 3 которой изложены должностные обязанности "данные изъяты" администрации. В числе иных, осуществление руководства следующими структурными подразделениями: управлением по вопросам жизнеобеспечения, ГО и СЧ; управление развития экономики; "адрес" территориальными секторами (п.3.2 Инструкции).
Распоряжением главы администрации муниципального образования "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ Зимаков P.O. допущен к работе с секретными документами по третьей форме и ему установлена ежемесячная надбавка за работу с секретными документами в размере 10 % должностного оклада.
Распоряжением главы администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О возложении обязанностей на "данные изъяты"В.", обязанности по согласованию проектов, нормативных, правовых, распорядительных документов по работе: управления по вопросам жизнеобеспечения, ГО и ЧС; управление развития экономики, "адрес" территориального округа, возложены на "данные изъяты"В.
Распоряжением главы администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р в силу распоряжения главы администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О возложении обязанностей на "данные изъяты"В.", Зимакову Р.О. прекращена выплата ежемесячной процентной надбавки за работу с секретными документами по третьей форме.
В обоснование заявленных требований Зимаков Р.О. сослался на то, что в нарушение требований действующего законодательства ответчик необоснованно снизил причитающиеся суммы денежного содержания, его должностные обязанности не изменялись.
Проверяя доводы сторон относительно заявленных требований, суд установил, что что изменения в должностную инструкцию и трудовой договор Зимакова Р.О. в связи с изданием распоряжений N-р от ДД.ММ.ГГГГ, N-р от ДД.ММ.ГГГГ, не вносились, должностные обязанности истца не менялись.
Вступившими в законную силу решениями Алексинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрация муниципального образования "адрес" в нарушении требований действующего законодательства - ст. 74 Трудового кодекса РФ, Правил внутреннего трудового распорядка в одностороннем порядке существенно изменила условия трудового договора, чем нарушила действующее трудовое законодательство, а соответственно права Зимакова Р.О.
Также установлено, что с оспариваемы распоряжением Зимаков Р.О. в нарушении п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ ознакомлен не был.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Не ознакомление работников с локальными нормативными актами является нарушением трудового законодательства со стороны работодателя, поэтому вменение работнику в вину нарушение положений локального нормативного акта, с которым он не был ознакомлен, является недопустимым.
В соответствии со ст.23 Закона РФ от 21.07.1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Аналогичные положения содержатся в п. 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и вышеприведенные нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что правовые оснований для издания оспариваемого распоряжения отсутствовали.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Зимакова.О. о признании незаконным распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении выплаты ежемесячной надбавки за работу с секретными документами Зимакову P.O.".
Установив нарушение трудовых прав истца, правильно руководствуясь ст. 237 ТК РФ, ст. 151 ТК РФ, суд пришел к выводу о том, что незаконными действиями ответчика Зимакову Р.О. причинен моральный вред. Размер компенсации морального вреда определен судом правильно, с учетом степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, степени физических и нравственных страданий истца.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, как основанными на анализе совокупности собранных по делу доказательств и правовой оценке установленных обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
Таким образом, проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда в оспариваемой части свидетельствует о том, что судом при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда в оспариваемой части не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, ничем объективно по делу не подтверждены, выводы суда не опровергают. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
В нарушение положений ст. 56 ГПК Российской Федерации подателем жалобы не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение доводов о законности оспариваемого истцом распоряжения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алексинского городского суда Тульской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Муниципального образования г. Алексин - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.