Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-185/2016 по административному исковому заявлению ООО "Лэнд Кэпитал" к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Лэнд Кэпитал" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что оно является управляющим Закрытыми паевыми инвестиционными рентными фондами " П." и " З.".
Владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда " П." являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес"
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", расположенного по адресу: "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", находящегося примерно в "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", расположенного по адресу: "адрес".
Владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда " З." являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес"; ; " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", с разрешенным использованием: " ... ", находящегося примерно "адрес"; " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес"; " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... " находящегося, "адрес"
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", находящегося примерно "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес" .Полагает, что утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности как налогоплательщика.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков ООО "Лэнд Кэпитал" обратилось в ООО " Э.". В соответствии с отчетом об оценке N " ... " от " ... " года, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года составляет: " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ", " ... " рублей для земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ". Данный отчет получил положительное экспертное заключение С.", членом которой является оценщик ООО " Э.", N " ... " от " ... " года.
На основании изложенного ООО "Лэнд Кэпитал" просило установить кадастровую стоимость названных земельных участков равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Лэнд Кэпитал" по доверенности Калинин Д.Ю. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить в размерах, определенных заключением судебной оценочной экспертизы, - " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ", " ... " рублей для земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленные требования.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее ходатайстве просил вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что материально-правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Лэнд Кэпитал" по доверенности Калинина Д.Ю., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда " П." являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", расположенного по адресу: "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... " расположенного по адресу: "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес";
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес".
Владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда " З." являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: для " ... ", находящегося примерно "адрес"; ; " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес"; " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес"
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес"
" ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", от " ... " года " ... ", а также выписками из ЕГРП от " ... " года NN " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
ООО "Лэнд Кэпитал" является управляющим Закрытыми паевыми инвестиционными рентными фондами " П." и " З.", а вышеназванные земельные участки переданы административному истцу в доверительное управление, что следует из имеющихся в материалах дела свидетельств государственной регистрации права, Правил доверительного управления указанными Закрытыми паевыми инвестиционными рентными фондами, а также пояснений Управления Росреестра по Тульской области от " ... " года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2015 года, объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании.
Исходя из вышеназванных положений Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец является налогоплательщиком земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы), определенные по состоянию на 01.01.2013 года.
Данным Постановлением кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " являются едиными землепользованиями.
Землепользование с кадастровым номером " ... " составляют земельные участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... ".
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " была рассчитана путем суммирования кадастровой стоимости входящих в его состав указанных выше земельных участков, утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и составила " ... " рублей.
Землепользование с кадастровым номером " ... " составляют земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ".
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рубля для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " была рассчитана путем суммирования кадастровой стоимости входящих в его состав указанных выше земельных участков, утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и составила " ... " рублей.
Землепользование с кадастровым номером " ... " составляют земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ".
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рубля для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рубля для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Кадастровая стоимость многоконтурного земельного участка с кадастровым номером " ... " была рассчитана путем суммирования кадастровой стоимости входящих в его состав указанных выше земельных участков, утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и составила " ... " рублей.
Землепользование с кадастровым номером " ... " составляют земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ".
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рубля для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Кадастровая стоимость многоконтурного земельного участка с кадастровым номером " ... " была рассчитана путем суммирования кадастровой стоимости входящих в его состав указанных выше земельных участков, утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и составила " ... " рублей.
Землепользование с кадастровым номером " ... " составляют земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ".
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость установлена в размере " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению), " ... " рубля для земельного участка с кадастровым номером " ... " (N п/п " ... " приложения N 1 к данному Постановлению).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " была рассчитана путем суммирования кадастровой стоимости входящих в его состав указанных выше земельных участков, утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и составила " ... " рубля.
Указанные кадастровые стоимости были внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков от " ... " года, и кадастровых паспортов от " ... " года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился в ООО " Э.".
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от " ... " года N " ... ", выполненным данной организацией, рыночная стоимость находящихся в доверительном управлении административного истца земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года составляет - " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ", " ... " рублей для земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Данный отчет получил положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации " Р.", членом которой является оценщик ООО " Э.", N " ... " от " ... " года.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от " ... " года N " ... " заявление ООО "Лэнд Кэпитал" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков отклонено.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 г. N 172-ФЗ) предусмотрено, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.
В целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " Ю." Ф..
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта N " ... " от " ... " года, рыночная стоимость земельных участков, определенная оценщиком в отчете ООО " Э." N " ... " от " ... " года по состоянию на 01.01.2013 года, не подтверждается. При этом экспертом указано на то, что при исследовании отчета об оценке N " ... " от " ... " года, выполненного ООО " Э.", выявлена ошибка в используемых данных об объекте аналоге N 1. Информация о цене предложения, используемая в расчетах, значительно отличается от данных, приведенных в снимках экрана (скриншотах) интернет страниц, на которых размещено соответствующее объявление. Более того, само объявление по указанному аналогу содержит противоречивые сведения о стоимости земельного участка и не может быть использовано в качестве объекта аналога. Указанная ошибка приводит к искажению конечных результатов величины рыночной стоимости, определенной в рамках сравнительного подхода, в связи с чем экспертом определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, которая составляет: " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ", " ... " рублей для земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " рублей для земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нём выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Представленный административным истцом отчет об оценке N " ... " от " ... " года, выполненный ООО " Э.", экспертное заключение N " ... " от " ... " года, исходя из вышеизложенного, суд считает недопустимыми применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... " определена по состоянию на 01.01.2013 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " " ... " на дату проведения государственный кадастровой оценки, результаты которой были утверждены Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740, были также учтены в ГКН, однако не вошли в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно абзацу 1 статьи 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Абзацем 1 статьи 24.17 вышеуказанного Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Таким образом, в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 кадастровая стоимость земельных участков, входящих в состав единых землепользований с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... " и " ... " определена также по состоянию на 01.01.2013 года.
На ту же дату определена и рыночная стоимость спорных земельных участков в экспертном заключении от " ... " года N " ... ", выполненном экспертом ООО " Ю." Ф.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков - 01.01.2013 года, рыночная стоимость спорных земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом заключении эксперта, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорных земельных участков указанные лица не обращались.
С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта ООО " Ю." от " ... " года N " ... " у суда не имеется.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта ООО " Ю." N " ... " от " ... " года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности ООО " Лэнд Кэпитал", являющегося управляющим Закрытыми паевыми инвестиционными рентными фондами " П." и " З.", собственников спорных земельных участков, как плательщиков земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта ООО " Ю." N " ... " от " ... " года, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
Государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается.
В соответствии с вышеназванной нормой в ред. Федерального закона от 08.03.2015 г. N 23-ФЗ) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2 000 рублей.
ООО "Лэнд Кэпитал" при подаче административного искового заявления в суд уплачена госпошлина в размере " ... " рублей, что подтверждается чек-ордером N " ... " от " ... " года. При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере " ... " рублей, излишне уплаченная, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Лэнд Кэпитал" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно в "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", с разрешенным использованием: " ... ", находящегося примерно "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", находящегося примерно "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: Тульская "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи ООО "Лэнд Кэпитал" административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков является день обращения указанного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области - 09 декабря 2015 года.
Возвратить ООО "Лэнд Кэпитал" из бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере " ... " рублей, перечисленную чек-ордером N " ... " от " ... " года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голомидова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.