Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Гапоненко Л.В., Ивановой В.П.
при секретаре Оганян К.Г.,
с участием прокурора Биенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе БУЗОО "Одесская центральная районная больница" на решение Одесского районного суда Омской области от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Уточненные исковые требования прокурора " ... " Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание поликлиники и детской
консультации удовлетворить в полном объёме.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание поликлиники по адресу: Омская область, " ... "Б и здание детской консультации по адресу: Омская область, " ... ", а именно оборудовать входы в здания пандусами с поручнями в соответствии с требованиями законодательства.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рублей 00 копеек ( " ... " рублей 00 коп.)".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
" ... " Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к БУЗОО "Одесская центральная районная больница" (далее БУЗОО "Одесская ЦРБ") об обязании устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой " ... " Омской области была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в поликлинических подразделениях БУЗОО "Одесская ЦРБ": в поликлинике, расположенной по адресу " ... ", и детской консультации, расположенной по адресу " ... ". По результатам проверки установлено, что в нарушение требований нормативных правовых актов вход в здание поликлиники не оборудован пандусом с поручнями, а пандус, которым оборудован вход в здание детской консультации, не соответствует действующим нормам, что препятствует доступу инвалидов в медицинское учреждение.
На основании изложенного просил обязать ответчиков устранить нарушения, а именно оборудовать вход в указанные здания пандусом с поручнями в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании прокурор Кузнецов Г.С. поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что принимаемые БУЗОО "Одесская ЦРБ" меры для обеспечения доступа инвалидов в здания поликлиник не являются достаточными.
В судебном заседании представитель БУЗОО "Одесская ЦРБ" Земляной В.А. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. В отзыве указывал, что мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов проводятся поэтапно, по мере выделения бюджетных средств. Установлен переходный период до момента достижения доступности зданий учреждений здравоохранения. Государственной программой Омской области "Доступная среда" предусмотрено выделение Министерству здравоохранения Омской области бюджетных ассигнований на эти цели только в 2019-2020 г. БУЗОО "Одесская ЦРБ" направляло в Министерство здравоохранения Омской области перечень работ и предложение о выделении денежных средств на 2016 г. в размере " ... " руб. на устройство пандуса. В случае получения бюджетных средств ответчик незамедлительно произвел бы необходимые работы. Для обустройства пандусов необходима реконструкция и капитальный ремонт зданий, что требует значительных финансовых и временных затрат. Кроме того, на БУЗОО "Одесская ЦРБ" не может быть возложена обязанность по проведению реконструкции имущества, находящегося у него на праве оперативного управления; данная обязанность лежит на собственнике. В настоящее время инвалиды могут получить доступ в здание, воспользовавшись кнопкой вызова, установленной на перилах. Кроме того, им оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь в специальной комнате иного здания БУЗОО "Одесская ЦРБ", оборудованного пандусом, а также оказывается медицинская помощь на дому. В судебном заседании представитель также пояснил, что принятие временных мер с общественными организациями инвалидов не согласовывалось, проектно-сметная документация на установку пандусов в настоящее время не составлена.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указывал, что БУЗОО "Одесская ЦРБ" не обращалось за выделением дополнительного финансирования на установку пандусов. В 2014 г. учреждению из средств областного бюджета была выделена субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту зданий. Полагал, что именно ответчик как лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет обязанность по его надлежащему содержанию. Учреждения осуществляет приносящую доход деятельности, и полученные денежные средства могут быть направлены, в том числе, на установку пандусов. Для обеспечения доступа инвалидов в здания необходимо проведение их реконструкции и капитального ремонта. До проведения данных мероприятий БУЗОО "Одесская ЦРБ" принимает меры для обеспечения доступности инвалидам медицинской помощи.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель БУЗОО "Одесская ЦРБ" выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Полагает, что судом не было учтено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Указывает, что распоряжением Правительства Омской области предусмотрено поэтапное в течение 2016-2020 гг. проведение мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждениям здравоохранения. Таким образом, переходный период установлен до 2021 г., и до его завершения нельзя считать, что учреждение не исполнило обязанность по установке пандуса. Указывает, что в 2016-2018 гг. не запланировано выделение Министерству здравоохранения Омской области бюджетных средств на эти цели
Изучив материалы дела, заслушав представителя БУЗОО "Одесская ЦРБ" Земляного В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Биенко Н.В., считавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как следует из материалов дела, в зданиях, расположенных по адресу: Омская область, " ... " и " ... ", находятся поликлинические подразделения БУЗОО "Одесская ЦРБ".
По результатам проверки, проведенной прокуратурой " ... " Омской области, в деятельности БУЗОО "Одесская ЦРБ" были выявлены нарушения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов, которые выразились в отсутствии в указанных зданиях больницы пандусов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства.
" ... " главному врачу БУЗОО "Одесская ЦРБ" было направлено представление об устранении нарушений закона.
В ответ на полученное представление прокурора " ... " главный врач БУЗОО "Одесская ЦРБ" сообщил, что учреждением по мере выделения финансовых средств проводятся работы по адаптации зданий больницы к потребностям маломобильных групп населения. В 2016 г. ожидается выделение средств на эти цели в рамках программы "Доступная среда", которые позволят провести работы по обустройству пандуса в здании больницы на " ... ". В настоящее время инвалидам оказывается помощь при въезде в поликлинику.
Материалами дела установлен факт отсутствия пандуса при входе в здание поликлиники, расположенной по адресу " ... ", а также факт несоответствия требованиям законодательства пандуса, установленного в детской консультации по адресу " ... ".
В материалы дела представлен план адаптации здания детской консультации, расположенного по адресу " ... ", к потребностям инвалидов, составленный " ... " комплексным центром социального обслуживания населения " ... ", из которого усматривается, что в число плановых работ входит обустройство пандуса с уклоном не круче 1:20, длиной 11,1 м, с диной марша пандуса, не превышающей 9 м. и т.д. В качестве даты текущего контроля указан 4 квартал 2014 г.
Ответчиком не оспаривалось, что указанные прокурором нарушения в зданиях больницы, расположенных по адресу " ... " и " ... ", на момент рассмотрения спора не устранены.
По результатам рассмотрения исковых требований прокурора " ... " Омской области суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности оборудовать вход в указанные здания поликлиник пандусами с поручнями в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605 (далее - СП 59.13330.2012).
Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В силу положений п. 4.1. СП 59.13330.2012, устанавливающего требования к входам и путям движения, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В п. 4.1.14-4.1.16 закреплены требования к пандусам, их ограждениям, поручням.
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Таким образом, с учетом приведенных норм материального права суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в поликлинических подразделениях БУЗОО "Одесская ЦРБ", которое является объектом социальной инфраструктуры, должен быть вход, доступный для маломобильных групп населения.
Коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае судом правильно были удовлетворены исковые требования в отношении БУЗОО "Одесская ЦРБ", так как ответчик согласно действующим нормам права является субъектом, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание медицинского учреждения.
Как следует из п. 1.1., 1.4 Устава БУЗОО "Одесская ЦРБ", данное образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму бюджетного учреждения. Здания поликлиники и детской консультации закреплены за ним на праве оперативного управления.
Согласно п. 3.4. Устава учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом.
Из положений статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 г. N 689-О-О, установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч.1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Согласно п. 4 Приказа Минздрава России от 12.11.2015 N 802н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи" органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам.
Судебная коллегия отмечает, что, поскольку деятельность БУЗОО "Одесская ЦРБ" предполагает работу с гражданами, учреждение в соответствии с требованиями законодательства обязано обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов в здания, где оно осуществляет свою деятельность и которые находятся у него на праве оперативного управления.
При рассмотрении дела судом обоснованно были отклонены доводы представителя БУЗОО "Одесская ЦРБ", ссылавшегося на обеспечение минимальных потребностей инвалидов установкой кнопки вызова сотрудников у входа в здание поликлиники на " ... ".
Представитель ответчика пояснил, что кнопка для вызова сотрудников медицинского учреждения в настоящее время перенесена от дверного входа и установлена у начала лестничного марша, таким образом, чтобы инвалиды могли самостоятельно воспользоваться ею и получить помощь в доступе к зданию. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлена ксерокопия акта выполненных работ по переносу кнопки и фотографии входа в здание. Также представитель ответчика ссылался на возможность оказания помощи на дому и в ином здании больницы, оборудованном пандусом и специальным кабинетом для оказания медицинской помощи инвалидам.
Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установка кнопки вызова сотрудника поликлиники, а также оказание помощи на дому и в ином здании БУЗОО "Одесская ЦРБ" не могут свидетельствовать о выполнении ответчиком требований законодательства, поскольку данные меры не освобождают учреждение от обязанности устройства пандуса, поскольку такие меры не позволяют обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здания поликлиники и детской консультации.
Иные возражения ответчика сводились к невозможности произвести оборудование пандусов ввиду отсутствия денежных средств на данные цели. Вместе с тем, отсутствие у ответчика финансовой возможности для исполнения обязанности, возложенной на него в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, не могло являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия находит постановленное по делу решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены. Выводы суда соответствует нормам материального права, направлены на социальную защиту маломобильных групп населения.
В апелляционной жалобе представитель БУЗОО "Одесская ЦРБ" указывает, что у суда отсутствовали основания для применения ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", так как положения ч. 1 указанной статьи применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Между тем, коллегия отмечает, что статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" была введена в действие с 1 января 1999 года (Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449), и в ней изначально содержалось положение о том, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
В дальнейшем Федеральным законом от 08.08.2001 N 123-ФЗ в статью были внесены изменения, часть 1 была изложена в иной редакции, которая также возлагала на указанных субъектов обязанность создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" были внесены изменения в части конкретизации мер, которые позволяют обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и пользование ими.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Таким образом, доводы автора апелляционной жалобы о том, что обязанность по оборудованию пандусов не может быть возложена на ответчика со ссылками на неправильное определение судом действия закона во времени, коллегией отклоняются, так как норма ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и в предыдущих редакциях содержала обязанность организаций создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждениям здравоохранения в соответствии с принятыми государственными программами должны проводиться поэтапно в пределах установленного переходного периода, не могут являться основанием для отмены постановленного по делу решения.
Действующее законодательство не связывает исполнение обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры с наличием у обязанного лица финансовой возможности, выделением бюджетных средств в рамках государственных программ.
При таких обстоятельствах, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, допущено не было, решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О п р е д е л и л а:
решение Одесского районного суда Омской области от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу БУЗОО "Одесская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий: Тарновский А.В. N 33-6381/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 20 июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Гапоненко Л.В., Ивановой В.П.
при секретаре Оганян К.Г.,
с участием прокурора Биенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе БУЗОО "Одесская центральная районная больница" на решение Одесского районного суда Омской области от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Уточненные исковые требования прокурора " ... " Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание поликлиники и детской
консультации удовлетворить в полном объёме.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание поликлиники по адресу: Омская область, " ... "Б и здание детской консультации по адресу: Омская область, " ... ", а именно оборудовать входы в здания пандусами с поручнями в соответствии с требованиями законодательства.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Одесская центральная районная больница" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рублей 00 копеек ( " ... " рублей 00 коп.)".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
О п р е д е л и л а:
решение Одесского районного суда Омской области от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу БУЗОО "Одесская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.