Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Каревой Е.А.
с участием прокурора Даниловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 августа 2016 г. в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Тарского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Тарского муниципального района Омской области от 22 декабря 2014 г. N 413/80 "Об утверждении Генерального плана Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области",
установил:
решением Совета Тарского муниципального района Омской области от 22 декабря 2014 г. N 413/80 утвержден Генеральный план Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области (том " ... " л.д. " ... ").
Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления Тарского муниципального района" от 31 декабря 2014 г. N 23(124) (том " ... " л.д. " ... ").
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Совета Тарского муниципального района Омской области от 22 декабря 2014 г. N 413/80 в части.
В ходе судебного разбирательства административным истцом поданы заявления об уточнении требований.
В обоснование требований (с учетом уточнений) административный истец указал, что указанным нормативным правовым актом в границы Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Екатерининского и Тарского участковых лесничеств Тарского лесничества:
-в границы населенного пункта село Екатерининское - лесные участки лесного фонда Екатерининского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 172 выделы 7 часть, 9 часть, 10 часть, 11 часть, 21 часть, 22 часть, в квартале 174 выделы 5 часть, 14 часть, 20 часть, 21 часть, 22 часть, в квартале 179 выделы 12 часть, 13 часть, 18 часть, 19 часть, 24 часть, 26 часть, 27 часть, в квартале 180 выделы 3 часть, 4 часть, 16 часть, в квартале 181 выделы 1 часть, 2 часть, 6 часть, 8 часть, 17 часть, 18 часть, 19 часть, в квартале 192 выделы 1 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 18 часть, в квартале 208 выделы 2 часть, 4 часть, 5 часть, 11 часть, 20 часть, 37 часть, 39 часть, 59 часть, 60 часть, 61 часть, 62 часть, 63 часть, 64 часть,
- в границы населенного пункта деревня Новоекатериновка - лесные участки лесного фонда Тарского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 4 выделы 12, 13,
- в границы населенного пункта деревня Новопокровка - лесные участки лесного фонда Тарского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 71 выдел 16 часть (том " ... " л.д. " ... ", том " ... " л.д. " ... ").
При принятии оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на нарушение приведенных норм, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований", административный истец просил признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда Екатерининского и Тарского участковых лесничеств Тарского лесничества. Одновременно заявил требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и указании границ населенных пунктов Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района по границам соприкосновения с границами лесных участков Екатерининского и Тарского участковых лесничеств Тарского лесничества Омской области.
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. поддержал заявленные требования.
Представитель Совета Тарского муниципального образования Тарского муниципального района Омской области Коптев А.В., одновременно представляющий интересы Администрации Тарского муниципального района Омской области, в судебном заседании против удовлетворения требований возражал (письменные отзывы - том " ... " л.д. " ... ").
Представители Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А., Сорока А.В., представитель Федерального государственного бюджетного учреждение "Рослесинфорг" в лице Омского филиала Лосицкий А.П. требования административного истца поддержали (письменные отзывы - том " ... " л.д. " ... ", том " ... " л.д. " ... ").
Глава Екатерининского сельского поселения Т. муниципального района Омской области Петров С.Л. просил рассматривать дело в его отсутствие. В последних отзывах указал на отсутствие возражений относительно заявленных требований (том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области Стельмаченок Э.А. в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению (заявление и письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Управления Россрестра по Омской области Подгорбунских А.А. в судебном заседании не участвовала, полагала требования подлежащими на усмотрение суда в зависимости от установленных юридически значимых обстоятельств (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Минстроя России по Омской области Матвеева К.И. в судебном заседании не участвовала, представив пояснения относительно процедуры согласования проектов генеральных планов поселений (том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Россрестра" по Омской области Жилинская О.И. в судебном заседании участия не принимала, в отзыве возражала против удовлетворения требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Представитель ООО "Национальный земельный фонд" Сильченко О.И. полагала, что несоблюдение формальных процедур при отсутствии нарушенного права не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, опросив специалистов, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Екатерининское сельское поселение Тарского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения, территориально входит в состав Тарского муниципального района Омской области.
Представительным органом Тарского муниципального района Омской области является Совет (статьи 19, 20 Устава Тарского муниципального района Омской области).
В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Такой порядок утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736).
Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемым генеральным планом в границы Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области (населенные пункты село Екатерининское, деревня Новоекатериновка и деревня Новопокровка) включены перечисленные административным истцом земельные участки Екатерининского и Тарского участковых лесничеств Тарского лесничества.
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 21 марта 2016 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (том " ... " л.д. " ... ").
В ходе судебного разбирательства специалистом указанного учреждения уточнены сведения о лесных участках, включенных в границы населенного пункта, с учетом пояснений разработчика проекта генерального плана о наличии технической ошибки в указании проектируемой границы (том " ... " л.д. " ... ").
Одновременно распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 26 июля 2016 г. N292-р введены в действие материалы таксации лесных участков на территории Екатерининского участкового лесничества Тарского лесничества Омской области с учетом изменений о выявленной технической ошибке в материалах лесоустройства 2005 г., материалов проверки комиссии, созданной распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 29 июня 2016 г. N262-р (том " ... " л.д. " ... ").
Как следует из акта проверки материалов лесоустройства Екатерининского участкового лесничества Тарского лесничества Омской области, в результате анализа материалов предыдущих лесоустройств 1963, 1977, 1992, 2005 гг. путем сравнения картографических материалов и таксационных описаний установлено, что из состава лесного фонда Екатерининского лесничества изъято (исключено) 518,7 га земель на основании правовых актов органов местного самоуправления, не обладающих полномочиями на решение данного вопроса. Комиссией констатирована техническая ошибка и внесены соответствующие исправления в материалы лесоустройства (том " ... " л.д. " ... ").
Данные обстоятельства в совокупности повлекли уточнение требований административного истца (том 2 л.д.149-156, 216-217).
ООО "Национальный земельный фонд", являвшийся разработчиком генерального плана, в заключении от 1 августа 2016 г. не оспаривал включение в границы населенного пункта части лесных участков (в квартале 4 выделы 12,13, в квартале 71 выдел 16, в квартале 172 выделы 7 часть, 9 часть, 22, в квартале 179 выделы 24, 26, в квартале 180 выдел 16 часть, в квартале 208 выделы 4 часть, 11 часть), в остальной части представил возражения (том " ... " л.д. " ... ").
Из пояснений и.о. директора Омского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Д.А. Щеглова относительно указанных возражений следует, что заключение Омского филиала, на основании которого административным истцом заявлено требование, составлено по актуальным сведениям, содержащимся в фонде данных Рослесхоза; границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством в области лесных отношений. Указанные пояснения содержат детальные доводы по каждому лесному участку (том " ... " л.д. " ... ").
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленным свидетельством о государственной регистрации права серии N " ... " N N " ... " от 16 апреля 2012 г., серии " ... " от 12 мая 2009 г. и выпиской из государственного лесного реестра (том " ... " л.д. " ... ", том " ... " л.д. " ... ").
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области.
Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик указал на соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, отсутствие у ответчика обязанности направлять какие-либо сведения в Рослесхоз или Минрегионразвития Российской Федерации.
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания административного искового заявления, а также письма Рослесхоза в адрес Главного управления лесного хозяйства Омской области следует, что проект оспариваемого генерального плана на рассмотрение в Рослесхоз не поступал (том " ... " л.д. " ... ").
Министерство экономического развития Российской Федерации по запросу суда сообщило, что проект оспариваемого генерального плана в Минрегионом России на согласование не поступал (том " ... " л.д. " ... ").
Минстрой России проинформировал суд о непоступлении в период осуществления указанным министерством функций по согласованию проектов генеральных планов поселений (с 7 октября 2014 г. по 17 июня 2015 г.) обращений от муниципальных образований Омской области с просьбой о согласовании генеральных планов (том " ... " л.д. " ... ").
Изложенное свидетельствует о том, что включение земель лесного фонда в земли населенных пунктов Екатерининского сельского поселения произведено при отсутствии согласия Рослесхоза, что с очевидностью свидетельствует о нарушении процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Доводы административного ответчика о том, что в границах лесных участков, включение которых в границы населенных пунктов оспаривает Рослесхоз, находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, не изменяют существа спорного правоотношения.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки, включенные в границы населенных пунктов Екатерининского сельского поселения, возникло в силу прямого указания в законе, в установленном порядке не оспорено, подтверждено представленными правоустанавливающими документами. С учетом приведенных выше норм включение указанных лесных участков в границы населенных пунктов в любом случае требовало согласования с Рослесхозом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанное требование административного истца подлежит удовлетворению.
Исходя из характера и существа спорного правоотношения, а также особенностей рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, требование административного истца о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости суд расценивает как составную часть доводов о необходимости восстановлении нарушенного права.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в периодическом печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления Тарского муниципального района", в этом же издании в указанный срок подлежит опубликованию решение суда или сообщение о его принятии.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Тарского муниципального района Омской области от 22 декабря 2014 г. N 413/80 "Об утверждении Генерального плана Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области" в части включения в границы Екатерининского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области лесных участков земель лесного фонда Екатерининского и Тарского участковых лесничеств Тарского лесничества:
-в границы населенного пункта село Екатерининское - лесных участков лесного фонда Екатерининского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 172 выделы 7 часть, 9 часть, 10 часть, 11 часть, 21 часть, 22 часть, в квартале 174 выделы 5 часть, 14 часть, 20 часть, 21 часть, 22 часть, в квартале 179 выделы 12 часть, 13 часть, 18 часть, 19 часть, 24 часть, 26 часть, 27 часть, в квартале 180 выделы 3 часть, 4 часть, 16 часть, в квартале 181 выделы 1 часть, 2 часть, 6 часть, 8 часть, 17 часть, 18 часть, 19 часть, в квартале 192 выделы 1 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 18 часть, в квартале 208 выделы 2 часть, 4 часть, 5 часть, 11 часть, 20 часть, 37 часть, 39 часть, 59 часть, 60 часть, 61 часть, 62 часть, 63 часть, 64 часть,
- в границы населенного пункта деревня Новоекатериновка - лесных участков лесного фонда Тарского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 4 выделы 12, 13,
- в границы населенного пункта деревня Новопокровка - лесных участков лесного фонда Тарского участкового лесничества Тарского лесничества в квартале 71 выдел 16 часть.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ершова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.